Школа медиации

Приложение № 29
к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Школа медиации»
направление: социальное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Школьная медиация — основа для формирования безопасного пространства в
образовательной организации. Обучая детей и педагогов умению разрешать конфликты с
помощью медиативного подхода, мы учим их уважать себя, занимать и развивать активную
жизненную позицию, ценить и принимать людей. В процессе обучения они также учатся
сопереживанию, умению поставить себя на место другого, быть чуткими, чувствовать
чужую боль. В связи с этим возникает необходимость в подготовке участников службы
школьной медиации с целью внедрения и применения данного метода среди учащихся и
педагогов образовательной организации. Настоящая программа курса имеет высокую
степень педагогической целесообразности. Овладение методом школьной медиации,
участие в группах сверстников позволяют каждому реализовать себя с положительной
стороны, разглядеть в себе самом и продемонстрировать окружающим способность быть
полезным другим. Но для этого необходимо целенаправленно обучить учащихся
проведению восстановительных программ, таких как медиация и Круги сообществ.
Таким образом, цель программы заключается в следующем: практик
ориентированная подготовка учащихся к работе в качестве посредников (медиаторов) по
разрешению конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса по
средствам восстановительной медиации.
Форма занятий: тренинги, где через специальные упражнения и ролевые игры
участники овладевают навыками эффективного и бесконфликтного общения, развивают
навыки эффективного слушания, формируют активную позитивную жизненную позицию,
отрабатывают навыки работы в команде и знакомятся с основами и принципами
восстановительного подхода в медиации. На занятиях у участников есть возможность
получить конкретные знания, осознать и решить свои личные проблемы, а также
выработать адекватную самооценку и скорректировать свое поведение.
Данная программа, прежде всего, обусловлена возрастными особенностями
подростков: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью,
инициативностью и призвана помочь адаптироваться в школьном мире, проявить свою
индивидуальность, сформировать новое отношение к себе, своему характеру, способностям
без конфликтного общения.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается
на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений:


формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;



формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов;



овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и

развивающемся мире;


принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;



развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе
в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах,
социальной справедливости и свободе;



формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;



развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;



развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации
к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям;



осознание уникальности своей личности, которая обладает индивидуальными
особенностями, определенными интересами, привязанностями и ценностями; умение
давать оценку своим действиям;



ориентация в человеческих качествах, осознание значимости таких нравственных
категорий, как добро, красота, истина.

Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:











овладевать навыками самоконтроля в общении со сверстниками и взрослыми;
учиться осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
строить речевое высказывание в устной форме;
учиться прогнозировать последствия своих поступков;
осознавать свои телесные ощущения, связанные с напряжением и расслаблением;
учиться делать осознанный выбор в сложных ситуациях;
осознавать свою долю ответственности за все, что с ним происходит;
реалистично строить свои взаимоотношения друг с другом и взрослыми;
планировать цели и пути самоизменения с помощью взрослого;
соотносить результат с целью и оценивать его.

Познавательные УУД:






уметь распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей с помощью
педагога;
учиться исследовать свои качества и свои особенности;
учиться рассуждать, строить логические умозаключения с помощью педагога;
учиться наблюдать, моделировать ситуацию с помощью педагога;
делать выводы в результате совместной работы в группе;









моделировать различные жизненные и учебные ситуации;
усваивать разные способы запоминания информации;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
учиться наблюдать и осознавать происходящие в самом себе изменения;
оценивать правильность выполнения действий и корректировать при
необходимости;
учиться моделировать новый образ на основе личного жизненного опыта;
адекватно воспринимать оценку педагога.

Коммуникативные УУД:

















учиться доверительно и открыто говорить о своих чувствах;
учиться работать в паре и в группе;
выполнять различные роли;
слушать и понимать речь других ребят;
осознавать особенности позиции ученика и учиться вести себя в соответствии с
этой позицией;
учиться позитивно, проявлять себя в общении;
учиться договариваться и приходить к общему решению;
учиться понимать эмоции и поступки других людей;
овладевать способами конструктивного разрешения конфликтов;
ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
учиться контролировать свою речь и поступки;
учиться толерантному отношению к другому мнению;
учиться самостоятельно решать проблемы в общении;
осознавать необходимость признания и уважения прав других людей;
формулировать свое собственное мнение и позицию;
учиться грамотно, задавать вопросы и участвовать в диалоге

Предметные результаты
К концу обучения учащиеся будут знать:










основные понятия и принципы восстановительного подхода в медиации;
алгоритм проведения восстановительной медиации;
виды и специфику конфликтов;
способы эффективного общения;
основные понятия в конфликтологии;
способы конструктивного решения конфликтов;
основные способы психологического взаимодействия между людьми;
приемы повышения собственной самооценки;
приемы активного слушания.

К концу обучения учащиеся будут уметь:




работать в группе, в коллективе;
дифференцировать случаи, подходящие для медиации;
анализировать конфликтные ситуации;






устанавливать стили разрешения конфликтов;
проводить программы примирения;
моделировать и рефлексировать собственную деятельность в качестве медиатора,
опираясь на соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации;
оформлять документы по состоявшему сеансу медиации.

К концу обучения учащиеся получат возможность применять:




полученные знания для адекватного осознания причин возникающих проблем и
путей их решения;
полученный опыт для самореализации и самовыражения в разных видах
деятельности;
через игровые роли и сказочные образы и осознавать собственные трудности, их
причины и находить пути их преодоления.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
Основное содержание по темам

Формы организации

Виды деятельности

Введение в конфликтологию
Что такое конфликт? Причины
Ролевая игра
конфликта. Стили поведения в
Диспут
конфликте. Управление конфликтом.
Беседа
Учимся разрешать конфликты. Качества,
важные для бесконфликтного общения

Игровая деятельность
Проблемноценностное общение

Основы обучения медиации
Что такое медиация? Медиация
конфликтов. Что такое эффективная
коммуникация? Как правильно слушать Практика. Игра
собеседника? Что такое бесконфликтный
стиль общения? Этапы медиации.
Самомедиация.

Игровая деятельность.
Познавательная
деятельность

Личность медиатора
Каким должен быть настоящий медиатор.
Зачем люди становятся медиаторами.
Внутренние ресурсы медиатора.
Тренинг.
Неуверенный- уверенныйПсихологические
самоуверенный.
упражнения
Лидер и его качества. Проведение
переговорной игры. Проведение учебной
медиации

Проблемно-ценностное
общение

Эмоции
Особенности эмоционального общения.
Тренинг положительного эмоционального
контакта. Как развить навыки
Тренинг.
самообладания при общении с
Психологические
неприятными вам людьми.
упражнения
Эмоции и чувства. Психические
состояния и их свойства. Как управлять
своим состоянием и как его изменить.
Стресс. Трудные ситуации и развитие.

Проблемно-ценностное
общение

Невербальная коммуникация
Что такое невербальная коммуникация.
Зоны общения. Жесты руками.
Пантомима. Лидер и группа.
Мошенничество, сомнение и ложь.

Игровая деятельность
Проблемноценностное общение

Ролевая игра
Диспут
Беседа

11 класс
Основное содержание по темам

Формы организации Виды деятельности

Коммуникативные навыки медиатора
Формирование навыков коммуникативной
компетентности, освоение принципов и ценностей
восстановительного подхода в разрешении
Практическая работа
конфликтов.
Беседа
Овладение техникой активного слушания «Техника
активного слушания» Как научиться управлять
своими эмоциями.

Активное
(эффективное,
эмпатическое)
слушание. Игровая
деятельность

Умения медиатора
Практическая отработка навыков медиатора и
способов работы с конфликтными ситуациями,
освоение роли ведущего (посредника) в
примирительных сессиях для несовершеннолетних Ролевая игра
Конфликтная ситуация. Конфликты на ценностных Диспут
основаниях. Конфликты на личностноБеседа
психологических основаниях. Конфликты на
ресурсно-средовых основаниях. Конкуренция.
Избегание. Приспособление.
Компромисс. Сотрудничество. Переговоры.

Игровая
деятельность.
Проблемноценностное
общение

Ведение переговоров
Диагностики выявления особенностей ведения
переговоров. Оценочные категории: активность,
Беседа Сюжетная
пассивность, тревожность, агрессивность,
игра
директивность, коммуникация, демонстративность,
зависимость, физическая дефицитарность
(ущербность).

Познавательная
деятельность
Социальное
творчество

Этапы примирения
История возникновения восстановительного
подхода. Отличия восстановительного от
карательного подхода. Типы программ. Принципы
восстановительного правосудия. Отработка дела: Практика. Игра
получение дела, рассмотрение по критериям
восстановительной программы, план развития
событий, передача на
совет профилактики.

Игровая
деятельность.
Познавательная
деятельность

Тренинговые занятия
Упражнение «Это моё имя», «Завтрак с героем», «А
Тренинг.
я счастлив», «Передать одним словом», «Всеобщее
Психологически е
внимание», «Попроси шоколадку», «Три закона
упражнения
общения», «Моя проблема в общении», «Умение
слушать», «Рукопожатие».

Проблемноценностное
общение

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6

Тема
Введение в конфликтологию
Основы обучения медиации
Личность медиатора
Эмоции
Невербальная коммуникация
Промежуточная аттестация
Итого

Количество часов
6
6
8
7
6
1
34

Тема
Коммуникативные навыки медиатора
Умения медиатора
Ведение переговоров
Этапы примирения
Тренинговые занятия
Промежуточная аттестация
Итого

Количество часов
4
7
4
8
10
1
34

11 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».