Твоя профессиональная карьера

Приложение № 26
к основной образовательной программе
среднего общего образования

Рабочая программа
учебного курса внеурочной деятельности
«Твоя профессиональная карьера»
направление: социальное

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа предназначена для содействия социально-психологической
адаптации подростков в области профориентации. Данный курс ставит своей целью помочь
подросткам правильно оценить свои возможности и способности при выборе профессии.
Научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии.
Составить представление о том, как функционирует рынок труда и какие особенности
существуют на региональном рынке труда, и в результате сформировать информационную
готовность молодежи к профессиональному выбору.
Выбор профессии подростком происходит под влиянием многих факторов, в том
числе психологических, социальных и экономических. На этот выбор влияют особенности
личности, интересы, склонности, способности подростка, состояние здоровья, а также, что
особенно важно, и уровень информированности учащегося о современном рынке
образования и труда.
Ведущие роли в профессиональном определении старшеклассников принадлежит
семье, школе, ближайшему социальному окружению.
Цель: создать условие для осознанного профессионального самоопределения
учащихся в соответствии со способностями, склонностями, личностными особенностями, с
потребностями общества, региона в кадрах.
Задачи:
 Сформировать способности к социально-профессиональной адаптации в обществе.
 Расширить представления учащихся о современном «Рынке профессий».
 Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями,
выдвигаемыми выбранной профессией.
 Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
 Способствовать
проектированию
подростками
своих
жизненных
и
профессиональных планов, идеалов будущей профессии и возможных моделей
достижения высокой квалификации в ней.
Основные принципы реализации программы:
1. Принцип сознательности в стремлении удовлетворить своим выбором не только
личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы
обществу.
2. Принцип соответствия выбираемой профессии по интересам, склонностям,
способностям личности и одновременно потребностям общества в целом. Нельзя выбирать
профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества.
3. Принцип активности в выборе профессии характеризует тип деятельности
личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно
искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: советы родителей и их
профессиональный опыт, поиск и чтение по интересующей профессии литературы, участие
в работе специальных курсов.
4. Принцип развития отражает идею выбора такой профессии, которая дала бы
личности возможность повышения квалификации, увеличения заработка по мере роста и
профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе,
удовлетворять культурные потребности, потребности в отдыхе.

Содержательная часть занятий ориентирована на подростков 16 – 17 лет, без
требований к начальному уровню знаний и умений.
Курс реализуется в течение всего учебного года. Регулярность занятий – один раз в
неделю. Курс рассчитан на 34 часа для 10 класса и 34 часа для 11 класса.
Формы проведения занятий: беседы, дискуссии, мастер-классы, экскурсии на
производство, решения кейсов, встречи с представителями разных профессий,
профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры, консультации педагога и
психолога, проектная и исследовательская деятельность.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается
на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В соответствии с Федеральным государственным стандартом среднего общего
образования содержание данного курса определяет достижение личностных и
метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.















Личностные результаты:
ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных
жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к
личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные
планы;
готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в
процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе
способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на
основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга,
справедливости, милосердия и дружелюбия);
развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста,
взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской,
проектной и других видах деятельности;
готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных
жизненных планов;
готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к
возможности участия в решении личных, общественных, государственных,
общенациональных проблем;
потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям,
добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой
деятельности


























Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно
определить, что цель достигнута;
оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности,
собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики
и морали;
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы,
необходимые для достижения поставленной цели;
выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач,
оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения
поставленной цели;
сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
Познавательные универсальные учебные действия
искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять
развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и
познавательные) задачи;
критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций,
распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
использовать различные модельно-схематические средства для представления
существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в
информационных источниках;
находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений
другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении
собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
выходить за рамки учебного курса и осуществлять целенаправленный поиск
возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения
со стороны других участников и ресурсные ограничения;
менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как
внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров
для деловой коммуникации исходя из соображений результативности
взаимодействия, а не личных симпатий;
при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды
в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и
комбинированного взаимодействия;



развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием
адекватных (устных и письменных) языковых средств;
распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной
фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных
оценочных суждений.



Предметные результаты
Обучающийся будет знать:
 Значение профессионального самоопределения, требования к составлению
личного профессионального плана.
 Правила выбора профиля обучения, выбора профессии.
 Понятие о профессиях и профессиональной деятельности.
 Понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также
психофизиологических ресурсах личности в связи с выбором профессии.
 Понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой
сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения.
Обучающийся будет иметь представление:
 О смысле и значении труда в жизни человека и общества.
 О современных формах и методах организации труда.
 О сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений.
 О предпринимательстве.
 О рынке труда.
Обучающийся будет уметь:
 Соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной
профессии.
 Составлять личный, профессиональный план и мобильно изменять его.
 Использовать приёмы самосовершенствования в учебной и трудовой
деятельности.
 Анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим
признакам профессиональной деятельности, а также современных формах и
методах хозяйствования в условиях рынка.
 Пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.

2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
10 класс
№
1-3
4

Тема урока
Профессия и человек.
Что такое профессия
Место диагностики в
образовательном

Основные виды учебной деятельности
«Океан профессий» (23 ч.)
Общее понятие о профессии, специальности, должности.
Личный профессиональный план.
Практическая работа: составление индивидуальной
программы самовоспитания Информация об уровнях и

процессе.

5-8

Профессия и время.

9

Потребность и причины
смены профессии

10-14

Какие бывают
профессии

15

Проблема готовности к
профессии

16

Как классифицировали
профессии за рубежом?

17-20

Наиболее
распространенная
отечественная
классификация
профессий.

видах учебных заведений. Работа с опросником ЛПП.
Профориентационная игра «Эпитафия» и
«Звездный час», позволяющая соотнести свое
представление о счастье с определенной профессиональной
деятельностью. Осознание основных личностных смыслов.
Анализ индивидуального анкетированная.
Профессиограммы.
Значение выбора профессии для человека и общества.
Ситуация и факторы выбора профессии. Ситуация выбора
профессии профессиональная пригодность;
проектирование профессионального жизненного пути;
определять соответствие выбранной профессии своим
способностям, личностным
особенностям и запросам рынка труда;
Отношение к деятельности, к людям, самому себе, к
предметно
Занятость населения, безработица. Построение личного
профессионального маршрута.
"Хочу" - склонности, интерес. "Могу" - возможности
человека. "Надо" - потребности рынка труда. Понятие о
профессии, специальности и должности. Профессиональная
пригодность; проектирование профессионального
жизненного пути
Творческое отношение к собственной жизни.
Целеустремлённость в преодолении жизненных трудностей
при устройстве
своей профессиональной судьбы.
Уточнение образа наиболее привлекательной профессии.
Работа с дифференциально- диагностическим опросником.
Составление схемы «Оптимальный выбор профессии»,
обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе
профессии.
Система профессионального технического, среднего-спец. и
высшего образования в Карелии и Северо-западном регионе
России.
Осознание необходимости учитывать личностные
особенности и требования к
профессии
Характеристика профессий типа
«человек-человек», «человек-техника» "человек-знак",
«человек-природа», «человек- художественный образ»
Рынок, его функции, структура. Конкуренция,
формирование рыночной инфраструктуры.
Кадровое планирование. Банки данных о рабочей силе
(спрос и предложение). Занятость

21

22-23

24-25

26-28

29-30

31

населения, безработица. Построение личного
профессионального маршрута.
Характеристика профессий типа
«человек-человек», «человек-техника» "человек-знак",
Житейские способы
«человек-природа», «человек- художественный образ»
классификации
ориентироваться в типах и подтипах профессий;
профессий.
· составлять личный профессиональный план;
·проектировать свою профессиональную карьеру
Профессиональное образование. Государственный стандарт
профессионального образования. уровни
профессионального образования: начальное, среднее,
высшее, послевузовское. Профессиональное
образовательное учреждение. Система профессиональной
подготовки кадров: ученичество, профессиональные пробы,
Где и как можно
курсовая форма подготовки кадров, училища, техникумы,
приобрести профессию лицеи, ССУЗы, институт, академия, университет,
аспирантура, докторантура, ординатура и интернатура,
институты повышения квалификации. Источники
информации о профессиональных учебных заведениях.
Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе
профессии. Что должен знать
абитуриент. Рейтинг профессий. Осознанный выбор.
Какие профессии вас привлекают (11 ч.)
Компоненты процесса профессионального
самоопределения: трудолюбие, интерес к работе,
потребность в профессиональном самоопределении,
профессиональный интерес, склонность, профессиональный
идеал, мотивы выбора профессии, профессиональное
Сформированность
самосознание, профессиональное призвание. Показатели
профориентационнопрофессионального самоопределения: мечта о профессии,
значимой компетенции.
профессиональное намерение, профессиональное
стремление.
Понятие о способах классификации профессий по
различным признакам. Знакомство с типами , группами ,
отделами профессий.
Понятие профпригодности. Знакомство с описаниями
Профессиональный
Составляющие профессиональной пригодности. Роль
успех и здоровье.
здоровья , образования, способностей , личностных качеств
в профессиональном самоопределении. Служба занятости.
Тестирование
Познай себя. Ваши
Психологическая хар-ка типа темперамента, особенности и:
интересы и склонности. проявления в проф. деятельности
Практическое задание: выполнение опросника Айзенка.
Выявление своей
«Образ «Я» как система представлений о себе. Структура
личности
«Образа «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять

32-33

Тестирование.

34

Что помогает нам
познать мир.

собой).
Развивающие процедуры. Методика
«Произвольное самоописание» (с учетом модификации «Я»
в глазах другого); методика самооценки (соотношение
«реального» и
«идеального «Я»).
Тестирование « Познание своей личности».
Соотносить свои индивидуальные особенности с
требованиями конкретной профессии
Цель и задачи творческих проектов «Мой выбор».
Компоненты проекта «Мой выбор». Требования к
оформлению проекта. Порядок проведения защиты проекта.
Критерии оценивания проекта.
Анализировать профессиограммы, информацию о
профессиях по общим признакам профессиональной
деятельности;
Пользоваться сведениями о путях получения
профессионального образования

11 класс
№ п/п Тема урока

1-3

4-5

6-8

Основные виды учебной деятельности
Познай себя (12 ч.)
Творческое отношение к собственной жизни.
Целеустремлённость в преодолении
Как добиться успеха в
жизненных трудностей при устройстве своей
профессиональной карьере. профессиональной судьбы.
О смысле и значении труда в жизни
человека и общества.
Практическая работа: составление индивидуальной
программы
самовоспитания. Свойства нервной системы.
Ограничения при выборе профессии. Компенсаторные
Зачем нужно уметь
возможности за счет выработки индивидуального
контролировать свое
стиля деятельности. Темперамент в профессиональном
поведение.
становлении личности. Характерологические
особенности личности.
Соотношение своих индивидуальных особенности с
требованиями конкретной профессии;
Сущность и виды самоопределения человека. Жизненное
и профессиональное самоопределение, их сущность и
взаимосвязь. Смысл и цель жизни человека. Личностный
Ваши ценности в жизни.
и социальный аспекты выбора профессии. Определение
понятий
«наличное Я», «желаемое Я». Роль осознанного смысла

жизни в выборе профессии.
Эмоции и чувства, их функции в профессиональной
деятельности. Практическое задание: выполнение
опросника «Беспокойство-тревога», методики
"Незаконченные предложения" определения понятий
«тип нервной системы», «темперамент», «характер»,
Как Ваши чувства влияют «самооценка»;
9-10
на Вашу жизнь
типы нервной системы;
типы темперамента;
определение понятия «потребности»;
виды потребностей;
особенности делового общения; определение понятия
«конфликт»;
Сущность и виды познавательных процессов, их
структура. Ощущение, восприятие, представление. Виды
представлений. Внимание, свойства внимания. Память,
Психологический
ее виды. Мышление. Воображение. Эмоции, чувства,
11
практикум. Творческое
воля:
мышление.
сущность и функции. Виды эмоциональных состояний.
Роль познавательных процессов, эмоций, чувств и воли в
профессиональном самоопределении и
профессиональной деятельности человека.
Сущность и типы темперамента, их психологическая
характеристика, особенности проявления в учебной и
профессиональной деятельности. положительные и
12
Общительны ли Вы?
отрицательные характеристики различных типов
темперамента. Роль темперамента в
профессиональной деятельности человека.
Погружение в практику - лучший способ принятия верного решения
(22 ч.)
Понятие о профессиональной карьере. Критерии
13профессиональной компетентности. Смысл и значение
Достижение успеха.
14
труда в жизни
человека и общества
Система профессионально-технического образования.
Подготовка рабочих на производстве. Средние
специальные учебные заведения, их типы,
15- Первые шаги в выборе
условия приема и обучения. Типы высших учебных
19
профессии.
заведений. Источники получения информации о
профессиях, учебных заведениях и вакансиях.
Возможности компьютерных сетей для получения
информации о профессиях и учебных заведениях.
Практическая работа: состав, анализ личного
20- Можно ли выбрать
профессионального плана, составление плана подготовки
21
профессию?
к профессиональному самоопределению; анализировать

профессиограммы и психограммы; выполнять
профессиональные пробы
2223

2425

2627

2829

30

31

32

Практические игровые
упражнения

Практическое задание: выполнение заданий.

Происхождение труда. Разделение труда. Мануфактура.
Крупная машинная индустрия. Постиндустриальное
общество. Современные формы разделения труда:
международное, отраслевое, технологическое,
Знакомство со словарем
функциональное, профессиональное, специальное.
профессий
Сущность понятий «профессия», «специальность»,
«квалификация», «должность». Основные
характеристики профессии правила выбора профессии;
понятие о профессиях,
специальностях, должностях;
Сущность и виды труда. Процесс труда. Функции
человека в процессе труда.
Готовность к труду. Предмет туда.
Средства труда. Продукты трудовой деятельности.
Где учиться и как искать
Сферы, отрасли и секторы экономики. Сфера
работу.
материального и нематериального производства. Отрасль
труда. Предпринимательство как сфера трудовой
деятельности. Цель, значение,
формы предпринимательства.
Сущность рынка труда и принципы его формирования.
Безработица и причины ее появления. Статус
Рынок и его требования к безработного.
профессионалу
Требования к современному профессионалу. Профессии
в XXI веке.
Рынок труда Нижегородской области.
Сущность понятия «способности», общие и специальные
способности. Уровни развития способностей:
неспособность, способность, талант, гениальность.
Выполнение
Основные свойства специальных способностей. Задатки
профессиональной пробы
как предпосылка формирования и развития
человек - природа.
способностей.
Способности и выбор профессии. Типы профессий и
специальные способности.
Профессиональная деятельность: функции, цели, задачи,
средства и предметы труда, результаты.
Профессиональная компетентность, профессиональное
Человек, среда, машины и
мастерство. Показатели профессионального мастерства.
автоматы
Виды профессиональной этики. Профессиональная
карьера, ее формы.
Структура плана профессиональной карьеры.
«За» и «Против».
Сущность и типы темперамента, их психологическая

Проект
33-34 «Профессиональная
карьера».

характеристика, особенности проявления в учебной и
профессиональной деятельности. положительные и
отрицательные характеристики различных типов
темперамента. Роль темперамента в
профессиональной деятельности человека.
Защита профессий типа "человек-человек", "человектехника", "человек-знак", "человек-природа"
Выявление собственных интересов и склонности в
профессиональной сфере деятельности;
вывод о необходимости соотносить свои желания
(«хочу») со своими способностями и возможностями
(«могу») и требованиями рынка труда («надо»);
мотивационные факторы выбора профессии;
ошибки, которые могут быть допущены при выборе
профессии; основания, по которым предпочтительнее
осуществлять выбор профессии.

3. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

«Океан профессий» - 23 часа
Что такое профессия? Общее понятие о профессии, специальности,
должности.
2 Профессия и человек.
3 Личный профессиональный план.
4 Место диагностики в образовательном процессе.
5 Профессия и время.
6 Значение выбора профессии для человека и общества.
7 Ситуация и факторы выбора профессии.
8 Определение соответствия выбранной профессии своим способностям.
9 Потребность и причины смены профессии
10 Какие бывают профессии.
11 Понятие о профессии, специальности и должности.
12 Профессиональная пригодность
13-14 Проектирование профессионального жизненного пути
15 Проблема готовности к профессии
16 Как классифицировали профессии за рубежом?
17 Наиболее распространенная отечественная классификация профессий.
18 Характеристика профессий. «Человек-человек»
19 Характеристика профессий. «Человек-техника»
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1

20
21
22
23

Характеристика профессий. «Человек-знак», «Человек-природа»
Житейские способы классификации профессий.
Где и как можно приобрести профессию. Система профессиональной
подготовки кадров.
Обзор типичных ошибок, совершаемых при выборе профессии.

1
1
1
1

Какие профессии вас привлекают? – 11 часов
Сформированность профориентационно-значимой компетенции.
Знакомство с типами, группами, отделами профессий.
Профессиональный успех и здоровье. Понятие профпригодности.
Роль здоровья, способностей, личностных качеств в профессиональном
27
самоопределении.
28 Служба занятости.
29 Познай себя. Ваши интересы и склонности.
30 Психологическая характеристика типа темперамента.
31 Выявление своей личности.
32 Что помогает нам познать мир. Тестирование.
33-34 Подготовка и защита проекта «Мой выбор»
24
25
26

1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34 часа

11 класс
№

Тема урока

Кол-во
часов

Познай себя – 12 часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Как добиться успеха в профессиональной карьере.
Творческое отношение к собственной жизни.
О смысле и значении труда в жизни человека и общества.
Зачем нужно уметь контролировать свое поведение.
Составление индивидуальной программы самовоспитания.
Ваши ценности в жизни.
Личностный и социальный аспекты выбора профессии.
Понятия «наличное Я», «желаемое Я».
Как Ваши чувства влияют на Вашу жизнь.
Практическое занятие.
Психологический практикум. Творческое мышление.
Общительны ли Вы?

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Погружение в практику – лучший способ принятия верного решения –
22 часа
13
14
15
16
17
18

Достижения успеха.
Понятие «карьера», «профессиональная компетентность».
Первые шаги в выборе профессии.
Система профессионально-технического образования.
Информация о профессиях, учебных заведениях.
Экскурсия по сайтам.

1
1
1
1
1
1

Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и
вакансиях
20 Можно ли выбрать профессию?
21 Состав, анализ личного профессионального плана
22 Профессиональные пробы.
23 Профессиональные пробы.
24 Знакомство со словарем профессий.
25 Современные формы разделения труда.
26 Где учиться и как искать работу.
27 Сущность и виды труда.
28 Рынок и его требования к профессионалу.
29 Профессии 21 века.
30 Выполнение профессиональной пробы человек - природа.
31 Человек, среда, машины и автоматы
32 «За» и «Против».
33-34 Проект «Профессиональная карьера».
19

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
34 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».