Приложение 15
к основной образовательной программе
начального общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса внеурочной деятельности «Четыре шага в будущее»
направленность: социальная
срок реализации программы 4 года
Пояснительная записка
Программа учебного курса внеурочной деятельности «Четыре шага в
будущее» разработана в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, на
основе авторской программы Н.А.Гимадиевой «В мире профессий» (Сборник
программ «Организация внеурочной деятельности в начальной школе».
Методическое пособие/составители А.П.Мишина, Н.Г.Шевцова. – М.: Планета,
2021 (Образовательный стандарт). Программа ориентирована на обеспечение
индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение
планируемых результатов освоения основной программы начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных
требований ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на
уроке, но и за его пределами.
Представления о профессиях ребёнка 1-4 классов ограничены его пока
небогатым жизненным опытом. Между тем, в современном мире существует
огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих
занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребёнка.
Актуальность программы заключается в том, что она способствует
воспитанию у детей представлений о разных профессиях как главной
человеческой ценности. Особенность работы по профессиональной ориентации не
заключают в подведении детей к выбору профессии. Главное – это развитие
внутренних психологических ресурсов ребенка и формирование разносторонних
профессиональных компетенций.
Программа направлена не только на удовлетворение познавательного
интереса младших школьников, но и способствует нравственному воспитанию
учащихся, становлению активной гражданской позиции школьников.
Преимущество программы в том, что она совмещает работу одновременно двух
направлений: учебное - проектная деятельность и воспитательно-образовательное
– знакомство с миром профессий.
Занятия по данной программе строятся с учётом возрастных особенностей и
возможностей ребенка.
Цель программы: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и
создание условий для успешной профориентации младших учеников в будущем.
Задачи программы:
Образовательные:
формировать и развивать представления у детей о широком спектре профессий
и их особенностях;
формировать уважительное отношение к людям разных профессий и
результатам их труда;
расширить знания обучающихся о разных профессиях.
Развивающие:
развивать творческие способности и кругозор у обучающихся, их интересов и
познавательной деятельности;
развивать коммуникативные навыки у обучающихся, умения эффективно
взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы.
Воспитательные:
формировать положительное отношение к труду и людям труда;
пробуждать у обучающихся интерес к народным традициям, связанных с
профессиями,
расширять знания об истории и традициях своего народа, формировать чувства
уважения к культуре своего народа и культуре, традициям других народов.
Методы:
объяснительно-иллюстративный
репродуктивный
частично-поисковый
исследовательский
Форма организации деятельности учащихся на занятиях:
фронтальная
индивидуально-фронтальная
групповая
индивидуальная
Формы работы:
игры, загадки, викторины, беседы
практические упражнения для отработки необходимых навыков
выставки, презентации
мастер-классы
Программа внеурочной деятельности «Четыре шага в будущее» предназначена
для учащихся 1-4 классов, составлена в соответствии с возрастными
особенностями учащихся, рассчитана на проведение занятий из расчёта 1 часа в
неделю:
1 класс — «Мир профессий» 33 часа
2 класс – «Моя будущая профессия» 34 часа
3 класс – «Мир профессий моих родителей» 34 часа
4 класс – «Мои профессиональные компетенции» 34 часа в год.
1. Планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности
участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой
деятельности;
расширение кругозора о мире профессий;
заинтересованность в развитии своих способностей;
участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой
профессии;
возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной
деятельности;
способность добывать новую информацию из различных источников.
В процессе обучения и воспитания у учащихся формируются познавательные,
личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Личностными результатами освоения программы внеурочной деятельности
является формирование умений:
определять и высказывать под руководством педагога самые простые
этические нормы;
в предложенных педагогом ситуациях делать самостоятельный выбор;
ценностного отношения к профессиональным достижениям взрослых в
науке, искусстве, спорте, технологиях, боевых подвигах. Трудовых
достижений народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе
занятий данного курса.
Метапредметными
результатами
освоения
программы
внеурочной
деятельности является формирование универсальных учебных действий:
использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
аргументировать свою позицию, мнение;
оценивать на применимость и достоверность информации, полученной в
ходе работы с интернет-источниками;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
Регулятивные УУД:
определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя;
проговаривают последовательность действий;
высказывают своё предположение на основе работы с иллюстрацией;
работают по предложенному учителем плану;
адекватно понимают оценку взрослого и сверстника.
Познавательные УУД:
ориентируются в своей системе знаний: отличают новое от уже известного с
помощью учителя;
добывают новые знания: находят ответы на вопросы, используя книги, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
перерабатывают полученную информацию: делают выводы в результате
совместной работы всей группы, сравнивают и группировать полученную
информацию;
преобразовывают информацию из одной формы в другую: на основе
графических инструкций составляют словесные инструкции с последующим
применением их в практической деятельности.
Коммуникативные УУД:
осознанно и произвольно построены речевые высказывания в устной форме
и письменной;
устанавливают контакт со сверстниками;
имеют эмоционально-позитивное отношение к процессу сотрудничества;
слушают собеседника;
обращаются за помощью в случае затруднения к учителю.
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности
является формирование следующих знаний:
описывают признаки профессий и узнают по их признакам;
выделяют существенные особенности разных профессий;
знают основные сферы деятельности своих родителей и знакомых
основных сферах профессиональной деятельности человека;
знают об основных понятиях, признаках профессий и их значениях в
окружающем обществе;
о предприятиях и учреждениях населенного пункта, района; хозяйственных
занятиях населения и массовых профессиях родного края;
об основных приемах выполнения учебных проектов.
Предметными результатами освоения программы внеурочной деятельности
является формирование следующих умений:
Оперировать основными понятиями и категориями данного курса;
Рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни общества;
Переносить теоретические сведения о сферах человеческой деятельности на
некоторые конкретные жизненные ситуации;
Умение решать в рамках изученного материала познавательные, в том
числе практические задачи;
Умение оперировать основными понятиями и категориями;
Умение рассказывать о профессии и обосновывать ее значение в жизни
общества;
Умение переносить теоретические сведения о сферах человеческой
деятельности на некоторые конкретные жизненные ситуации;
Умение выполнять учебные проекты;
Приобретение базовых умений работы с доступной информацией
(текстовой, графической, аудиовизуальной), безопасного использования
электронных ресурсов Организации и сети Интернет, получения
информации из источников в современной информационной среде.
Формы учёта знаний, умений:
выполнение самостоятельной творческой работы;
традиционные выставки, приуроченные к календарным праздникам;
тематические выставки согласно тематического плана
письменные работы: мини-сочинения, синквейны
реклама профессий
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания,
основывается на встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки
«Зачёт/незачёт». По итогам промежуточной аттестации классным руководителем
оформляется ведомость.
2. Содержание курса
1 класс «Мир профессий» (33 часа)
Тема 1. Все работы хороши (2 часа). Занятия с элементами игры.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Работа с карточками (конкурс состоит из
разрезанной на части картинок). Конкурс маляров. Игра «Кто потерял свой
инструмент», конкурс «Найди лишнее», игра «Таинственное слово»
(расшифровка слов баркы (рыбак), ртомас (матрос), явше (швея). Игра отгадай
пословицы (Без охоты..(нет работы), без труда -…(не вытащить и рыбку из пруда).
Викторина «Угадай профессию» кто пашет, сеет, хлеб убирает (хлебороб), кто
лекарство отпускает (аптекарь), кто дома строит (строитель).
Тема 2. «Кому что нужно» Дидактическая игра; беседа о профессиях, рисунок по
теме: «Самая лучшая профессия». (2 часа).
Игра знакомит учащихся со специалистами разных профессий: полицейским,
строителем, пожарником, врачом, школьным учителем, продавцом, поваром,
детсадовским воспитателем, художником, дорожным регулировщиком и т.д.
Тема 3. Дидактические игры (2 часа) «Оденем куклу на работу», «Едем на работу»,
«Собираемся на работу», «От слова к слову», «Профессии», «Хлопните в ладоши,
если это надо для … (название профессии)», «Да или нет?», «Две команды»,
«Назови профессию»
Тема 4. «Мы строители» (2 часа). Занятие с элементами игры.
Организационный момент. Игра «Строитель» из геометрических фигур.
Физкультминутка. Просматривают м/ф. Игра со счетными палочками. Строим
модель грузовика из спичечных коробков. Итог. Что нужно знать, чтобы стать
строителем. Какую пользу приносят наши знания.
Тема 5. Магазин (2 часа). Ролевая игра. Беседа с игровыми элементами.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, какие
бывают магазины? Кто работает в магазине? Формирование новых знаний. Разбор
стихов. Вставьте буквы из списка, и вы узнаете, кто работает в магазине.
Заведующая, продавец, товар, охранник, администратор товара. Оценка:
вежливый, грубый продавец. Итог: как называется профессия людей работающих
в магазине?
Тема 6. Аптека (2 часа). Ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Вопросы, что такое
аптека? Кто работает в аптеке? Формирование новых знаний. Разбор стихов.
Вставьте буквы из списка, и вы узнаете, кто работает в аптеке. Заведующая,
аптекарь, провизор, фармацевт, охранник. Оценка: вежливый, грубый продавец.
Итог: как называется профессия людей работающих в магазине?
Тема 7. Больница (2 часа). Ролевая игра
Тема 8. Какие бывают профессии (2 ч). Игровой час.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний. Подбор рифмовок в
стихотворении. Рассказ о мире профессий. Игра: «Закончи пословицу…»,
например: «Без топора — не плотник, без иголки — … (не портной). Какова
пряха, такова на ней …(рубаха). Портной без кафтана, сапожник без сапог, а
плотник без… (дверей). Загадки о профессиях. Кроссворд о профессиях. Итог: о
каких профессиях мы сегодня узнали?
Тема 9. С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (2 часа). Чтение.
Чтение текста. Словарная работа: милиционер, профессия.
прочитанного. Ответы на вопросы.
Обсуждение
Тема 10. С.Михалков «Дядя Степа-милиционер» (3 ч). Видеоурок.
Просмотр м/ф по произведению С.Михалков «Дядя Степа-милиционер».
Обсуждение поступков главных героев. Как бы ты поступил в данной ситуациях.
Словарная работа.
Тема 11. В.Маяковский «Кем быть?» (2 часа). Чтение текста.
Чтение по ролям. Обсуждение текста. Словарные работы: столяр, плотник,
рубанок, инженер, доктор, конструктор, шофер.
Тема 12. К.Чуковский «Доктор Айболит» (2 часа)
игра-демонстрация, викторина. Профессии: ветеринар, зоотехник, зоолог, грумер.
Тема 13. Уход за цветами. (2 часа). Практическое занятие. Профессии: флорист,
цветовод, дизайнер, садовник
Тема 14. Профессия «Повар» (2 часа). Экскурсия.
Вступительное слово учителя. Презентация профессий. Знакомство со столовой
школы. Знакомство с профессией повар. Встреча с людьми, работниками в
школьной столовой.
Тема 15. Поварята. (2 часа). Конкурс-игра.
2 класс «Моя будущая профессия» (34ч)
Тема 1. (2 часа) Введение в мир профессий. Закрепить знания учащихся о
профессиях, полученных в 1 классе. Подчеркнуть важное значение учебы в
дальнейшей профессиональной деятельности. Стих «Кем быть?», иллюстрации
учащихся к стиху.
Тема 2. (2 часа) Профессии в школе.
Познакомить и уточнить знания детей о профессиях школы: учитель, логопед,
социальный педагог, психолог.
Тема 3. (2 часа) Профессии, которые нас лечат.
Познакомить с профессиями врача скорой помощи, детским врачом - педиатром,
зубным врачом - стоматологом, ортопедом, окулистом, через очные и заочные
экскурсии.
Тема 4. Профессия «Врач» (3часа). Дидактическая игра.
«Назови профессии», «Кто трудится в больнице». Работа с творческими
презентациями.
Тема 5. «Больница» (1час). Сюжетно-ролевая игра.
Тема 6. «Кто нас лечит» (2 часа). Экскурсия в кабинет врача.
Место нахождение кабинета врача. Знакомство с основным оборудованием врача.
Для чего нужны лекарства. Профессия фармацевт, провизор
Тема 7. Добый доктор «Айболит» (2 часа). Игра. Знакомство с профессией
ветеринар.
Тема 8. «Парикмахерская» (3 часа). Сюжетно-ролевая игра.
Тема 9. (2 часа) Профессии все хороши - любую выбирай на вкус. Игра.
Постановка и обсуждение проблемных вопросов. Понятие «работа»,
«трудолюбие». Игра: «Быстро назови». Например: лекарство (врач), машина
(шофер). Конкурс «мастерицы». Творческое задание: мультимедийная
презентация – «Люди разных профессий».
Тема 10. Проект «Профессии театра» Проектная деятельность по составлению
буклета профессий театра.
Тема 11. Д. Дж. Родари «Чем пахнут ремесла» (3 часа). Театральная инсценировка.
Тема 12. Профессия «Строитель» (2 часа). Дидактическая игра.
Дидактическая игра: «Что кому нужно для работы на стройке?». Карточки с
изображением предметов, орудий труда. Определить названия профессий.
Например: штукатур-мастерок, машина-шофер и т.д.
Тема 13. Строительный поединок (2 часа). Игра-соревнование. Предметноисследовательская деятельность.
Строительные наборы «Лего». Тема команды №1 – «городская улица»; тема
команды № 2 – «мой двор».
Тема 14. «Город мастеров» (2 часа) Праздник с привлечением родителей. Мастерклассы по изготовлению разнообразных декоративных предметов в разных
техниках.
Тема 15. Где работать мне тогда? Чем заниматься? (2 часа) Классный час.
Введение в тему. Основная часть. Инсценировка стихотворения Александра
Кравченко «Честный ответ». Понятие о работах, профессиях. Словарная работа
(профессия, специальность, классификация). Мультимедиа (изображение
профессий: мастер, штукатур, сантехник, каменщик, крановщик). Чтение стихов:
Г. Машин «Крановщик», С. Баруздин «Плотник», «Архитектор».
3 класс «Мир профессий моих родителей» (34ч)
Тема 1. Что такое профессия (2 часа). Игровая программа.
Вводное слово о профессиях. Роль труда в жизни человека. Подчеркнуть важное
значение и огромную пользу всех без исключения профессий. Работа с
пословицами: например: «Труд кормит человека, а лень портит...». Закончить
пословицу: «Кто не работает (тот не ест). Стихотворения о профессиях. Загадка
про предметы, которые используют люди разных профессий. Угадать профессии
по первой букве. По пословице угадать профессию, например: «Куй железо, пока
горячо» (кузнец).
Тема 2. У кого мастерок, у кого молоток (2 часа). Беседа с элементами игры.
Вводное слово. История происхождения орудия труда. Знакомство с понятием
«инструмента». Дидактическая игра: «Назови инструмент» (на кухне, например,
чайник, кастрюля, сковорода). Инструменты для ремонта (молоток, напильник,
плоскогубцы). Игра: «Черный ящик». Дидактическая игра: подбери нужный
инструмент к профессии. Итог. Разгадывание кроссворд об инструментах.
Тема 3. Истоки трудолюбия (2 часа). Игровой час.
Вводное слово. О чем будем говорить. Загадки. Игра-конкурс: «Кто больше
назовет профессий». Дидактическая игра: «Расскажи о профессии». Игра со
словами: «Что будет, если….». Например, что будет, если повара перестанут
готовить? Что будет, если врачи перестанут лечить? Физкультминутка. Игра:
«Правильно дорисуй».
Тема 4. Домашний помощник (2 часа). Игра-конкурс.
Введение в игру. Конкурс, кто каким делом занят. Дидактическая игра: «Кто чем
занимается». Работа с картинками. Конкурс «Стихотворение пауза». Сказки о том,
как опасна лень (В.Пахнов). Инсценировки. Конкурс смекалистых. Конкурс:
«Очумелые ручки». Конкурс-эстафета: «Кто быстрее забьет гвоздь».
Тема 5. Мир профессий моих родителей (6 часов). Защита творческих
презентаций.
Тема 6. Угадай профессию (2 часа). Занятие с элементами игры.
Вводное слово о профессиях. Дидактическая игра назови профессию, например:
хлеб-хлебороб, одежда-портной. Черный ящик (определить на ощупь
инструменты). Конкурс художников. Подведение итогов.
Тема 7. Какие бывают профессии (2 часа). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово о профессиях. Стихи о профессиях. Пословицы о
профессиях. Конкурс угадай профессию. Просмотр мультфильмов о
строительных профессиях (столяр, плотник, сварщик). Рассказ по кругу.
Придумать по 1 предложению о профессии. Конкурс архитекторов. Из
одинакового числа геометрических фигур составить: дом, машинку и т.д.
Тема 8. Куда уходят поезда (2 часа). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Просмотр мультимедиа о железнодорожном транспорте.
Викторина об истории возникновения паровозов. Игра: «Что изменилось».
Загадки о видах транспорта. Ролевая игра: «Проводник», «Машинист». Итог. Что
нового мы сегодня узнали.
Тема 9. Моя профессия (2 часа). Игра «Поле чудес» Наши друзья-книги (1час).
Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Загадки о книгах. История происхождения книги. Папирус,
береста, бумага. Изготовление современных книг. Знакомство с профессиями
людей, которые создают книги (наборщик, печатник, переплетчик).
Тема 10. Откуда сахар пришел (2 часа). Беседа.
Вводное слово учителя. Просмотр фильма. Обсуждение растений, из которых
получают сахар. Обработка свеклы. Загадки о сахаре. Игра: «Назови профессию»
(агроном, тракторист, шофер, химик, сахарный завод). Игра от А до Я (назвать
профессии на все буквы алфавита).
Тема 11. Турнир - профессионалов (2 часа). Конкурс-игра.
Представление команд. Приветствие. Азбука профессий (по букве определить
профессию, например: А-агроном, Б - бизнесмен). Конкурс «Кинокомедия»
(вставить название фильмов). Игра «Третий лишний» (программист, закройщик,
компьютерщик). Конкурс пантомимы (изобразить профессию). Подведение
итогов.
Тема 12. Все профессии нужны, все профессии важны (3 часа). Устный журнал.
Вводное слово: страница информационная (данные о профессиях). Поэтическая
(чтение стихов Д. Родарин «Чем пахнут ремесла», Маяковский «Кем быть?»,
художественное (просмотр мультимедиа о людях разных профессий)). Игра.
Дискуссия объясните пословицу: «Всякая вещь трудом создана».
Тема 13. Стройка (2 часа). Конструирование.
Вводное слова. Инструктаж по ТБ. Выбор Знакомство со строительными
объектами. Виды строительных профессий. Итог. Рисунки, сочинения о
профессии. Знакомство со словами: бульдозер, экскаватор, подъемный кран и т. д.
Тема 14. Операция «Трудовой десант» (1 час). Практикум.
Вводное слова учителя. Создание двух бригад. Распределение участков между
бригадами. Назначение ответственных. Техника безопасности. Выполнение
работы по уборке территории. Подведение итогов. Поощрение.
Тема 15. Уход за цветами (2 часа). Практика. Профессия цветовод.
Тема 16. Кулинарный поединок (2 часа). «Книга рецептов моей семьи» - проект
Беседа-игра «Варим борщ» (выбрать набор продуктов, кто быстрее). Конкурс: «А
знаете ли вы?», «Сладкоежек», «Украсим торт», «Что в мешке». Проект.
4 класс «Мои профессиональные компетенции» (34 ч)
Тема 1. Любимое дело мое - счастье в будущем (2 часа). Классный час.
Презентация.
Организационный момент. Психологическая игра в круге. Инсценировка
стихотворения С. Михалкова «Дело было вечером». Презентации. Швейное,
строительное, газетное дело. Задание: установить порядок постройки дома,
установить порядок создание газеты, установить порядок изготовление одежды.
Подведение итогов.
Тема 2. По дорогам идут машины (2 часа). Беседа-тренинг.
История возникновения профессии шофера. Загадки о профессии шофер. Игра,
кто самый внимательный. Игра: «Неуловимый шторм». Игра: «Какой это знак».
Ролевая игра - драматизма «Улица».
Тема 3. Все работы хороши (2 часа). Игра-конкурс.
Введение в тему. Стихи о профессиях. Дидактическая игра: расшифровка слова.
Конкурс строителей. Составить из разрезанных картинок рисунок дома. Игра:
«Кто потерял свой инструмент». Викторина: «Угадай профессию», конкурс
«Найди лишнее». Итог игры. Награждение участников.
Тема 4. О профессии продавца (1ч). Занятие с элементами игры.
Вступительное слово. Знакомство с профессией продавец. Игра: «Умей
промолчать». Разыгрывание ситуации: «Грубый продавец», «вежливый
покупатель». Игра «магазин».
Тема 5. О профессии библиотекаря (2 часа). Беседа с элементами игры.
Вступительное слово. Рассказ о профессии библиотекаря. Игра: «Угадай, какая
книжка». Игровая ситуация: «Читатель-библиотекарь». Оценка работы
библиотекаря.
Тема 6. Праздник в городе мастеров (2 часа). Занятие с элементами игры.
«Девицы-мастерицы», «Веселые умельцы». Вопросы о мастерах. Разгадывание
ребусов. Составление кроссворда. Задание «Самый трудолюбивый», Заданиесценки о профессиях. Подведение итогов.
Тема 7. Работники издательства типографии (2 часа). Сюжетно-ролевая игра.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний (разгадывание ребуса).
Сюжетно-ролевая игра «Редакция газеты». Задание 1-штат редакции
(корреспондент, фотограф, художник, наборщик). Задание 2- Вы редакторы
(отредактировать текст). Задание 3- Вы - журналисты (написать текст). Задание 4
Вы - художники (выполнение иллюстрации). Итог: люди каких специальностей
работают над созданием газеты.
Тема 8. Как приходят вести (2 часа). Беседа с элементами игры.
Вступление. Знакомство с профессией почтальона. Из истории (как передавались
новости в древности). Изобретения в области связи. Современные профессии
связи (почтальон, сортировщик почты). Загадки и почтовый транспорт (самолет),
телефон (в пер. с греч «далеко - пишу»). Виды связи, сотовая связь. Ролевая игра
«Телефон».
Тема 9. Веселые мастерские (2 часа). Беседа. Игра
Вводное слово. Столярная мастерская. Знакомство с инструментами (пила, топор,
молоток, рубанок, стамеска). Загадки об инструментах. Швейная мастерская.
Загадки об инструментах. Конкурс: «Пришей пуговицу». Подведение итогов.
Тема 10. Путешествие в город Мастеров (1ч). Профориентационная игра.
Путешествие по 5 районам. Каждый соответствует одной из профессиональных
сфер
(человек-человек,
человек-техника,
человек-природа,
человекхудожественный образ, человек - знаковая система). Дается задание составить
план района, придумать название улиц, заселить дома сказочными героями.
Например, район «Умелые руки», сказочные жители - самоделки, железный
дровосек.
Тема 11. Строительные специальности (2 часа). Практикум.
Организационный момент. Актуализация опорных знаний - разгадать кроссворд.
С чего начинает работу хороший специалист (с плана или проекта). Игра:
«Поможем начальнику стройку организовать», игра: «Проект». Итог: вопросы:
что случиться, если строить здание без соответствующего плана, почему так
важно руководствоваться проектами при строительстве здания?
Тема 12. Время на раздумье не теряй, с нами вместе трудись и играй (2 часа).
Беседа, игры
Вступление. Чтение стихов: «У меня растут года…». Выступление учеников с
сообщениями о профессиях. Задание на внимание: «Найди синий на рисунке».
Мастерская слова. Конкурс- игра: «Нитки - иголка».
Тема 13. Знакомство с «устаревшими» профессиями. (2 часа). Атлас профессий.
Тема 14. Конкурс сочинений «Кем я стану, когда вырасту» (2 часа)
Тема 15. Умеешь сам - научи другого (1ч). Практикум (2 часа)
Тема 16. Проект «Современные профессии». (2 часа) Работа с атласом профессий.
Проектная деятельность по составлению презентации современных профессий.
Тема 17. Мои профессиональные способности. Тест по профориентации. (2 часа)
3. Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания с
указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
1 класс «Мир профессий» (33 часа)
№
Тема
1.
«Все работы хороши»
Кол-во
часов
2
2.
«Кому что нужно»?
2
3.
4.
«Профессии»
«Мы строители»
2
2
дидактическая игра, беседа
дидактические игры,
видеознакомство
5.
«Магазин»
1
5.1.
«Мы идем в магазин»
1
Знакомство с атрибутами,
ролевая игра
Экскурсия. Ролевая игра
6.
«Аптека»
2
7.
«Больница»
2
8.
«Какие бывают профессии» 2
9.
С.Михалков «Дядя Степа»
2
10.
«Дядя Степа-милиционер»
3
11.
2
12.
К.Чуковский «Доктор
Айболит»
В.Маяковский «Кем быть»
13.
Уход за цветами
2
14.
Профессия повар
2
15.
«Поварята»
2
16.
Промежуточная аттестация
1
2
Форма проведения
занятие с элементами игры
видеознакомство, конкурс
дидактическая игра, беседа
Знакомство с атрибутами,
ролевая игра
Знакомство с атрибутами,
ролевая игра
Видеознакомство, игровой
час
Чтение вслух, беседа,
викторины
Экскурсия, видеоурок,
встреча с работником
полиции
игра-демонстрация,
викторина
Чтение, беседа,
обсуждение- Кем я хотел бы
быть?
Практическое занятие
Экскурсия, видеоурок,
викторина
игра «Кулинарный
поединок»
Защита-презентация
творческого задания
2 класс «Моя будущая профессия» (34ч)
№
Тема
Кол-во
часов
Форма проведения
1.
«Кем быть»?
2
2.
Профессии в школе
2
3.
Профессии, которые нас
лечат
2
4.
Профессия: врач
1
4.1.
Профессия: врач
2
5.
«Скорая помощь». Больница. 1
Сюжетно-ролевая игра
6.
Кто нас лечит в школе?
2
Экскурсия в кабинет врача
7.
Добрый доктор Айболит
1
Сюжетно-ролевая игра
«Ветеринарная клиника»
8
«Парикмахерская»
3
Беседа, игра-викторина,
сюжетно-ролевые игра
9.
Профессии все хороши –
любую выбирай на вкус
2
10.
Профессии театра
2
Беседа, занятие с элементами
викторины, сочинение
(защита презентации)
Проект
11.
Д. Родари «Чем пахнут
ремёсла»
3
Театральная инсценировка
12.
Профессия - строитель
2
13.
«Строительный поединок»
2
Беседа, игра-викторина,
сюжетно-ролевые игра
Игра-соревнование
14.
15.
«Город мастеров»
Где работать мне тогда? Чем
заниматься?
Занятие с элементами игры,
беседа
Занятие с элементами игры,
беседа
Видеознакомство, занятие с
элементами игры
беседа, дидактическая игра
Защита творческих
презентаций
3
Праздник с участием
родителей. Ярмарка.
2
Беседа, чтение литературных
произведений
16.
Промежуточная аттестация
Творческое задание
2
3 класс «Мир профессий моих родителей» (34ч)
№
Тема
Кол-во
часов
Форма проведения
1.
«Что такое профессия»
1
игровые программы, проект
2.
«У кого мастерок, у кого
молоток»
2
беседа с элементами игры,
викторина
3.
«Истоки трудолюбия»
2
игровой час
4.
«Домашний помощник»
2
игра-конкурс, мини сочинение
5.
«Мир профессий моих
родителей»
6
защита творческих презентаций
6.
«Угадай профессии»
2
занятие с элементами игры
7.
«Какие бывают
профессии»
2
занятие с элементами игры
8.
«Куда уходят поезда»
2
занятие с элементами игры
9.
«Моя профессия»
2
9.1
«Наши друзья-книги»
1
Игра «Поле чудес». Работа с
текстами, проект
Экскурсия в библиотеку
10.
«Откуда сахар пришел»
1
Презентация, беседа
11.
«Турнирпрофессионалов»
2
конкурс-игра
12.
«Все профессии нужны,
все профессии важны»
2
дидактическая игра,
изготовление сборника
«Альманах профессий»
13.
«Стройка»
1
Строим дом, конструирование
14.
Операция «Трудовой
десант»
Уход за цветами
2
Практическое занятие на
пришкольном участке
Практическое занятие в классе
15.
2
16.
«Кулинарный поединок»
2
защита творческого проекта
Промежуточная
аттестация
4 класс «Мои профессиональные компетенции» (34 ч)
№
тема
Кол-во
часов
2
форма проведения
1.
«Любое дело - мое
счастливое будущее»
2.
«По дороге идут машины»
2
беседы - тренинг
3.
«Все работы хороши»
2
игра-конкурс
4.
«О профессии продавца»
2
беседа-тренинг
5.
«О профессии
библиотекарь»
2
беседа с элементами игры
6.
«Праздник в городе
Мастеров»
2
Занятие с элементами игры
7.
«Работники издательств и
типографии»
2
Сюжетно-ролевая игра
8.
«Как приходят вести»
2
беседа с элементами игры
9.
«Веселые мастерские»
2
Беседа, игра
10.
«Путешествие в город
мастеров»
2
Профориентационная игра
11.
Современные строительные
специальности
2
Практикум, защита проекта «Умный
дом»
12.
«Время на раздумье не
теряй, с нами вместе
трудись и играй»
Знакомство с профессиямипенсионерами
2
Беседа, игры, театрализованные
миниатюры
1
Видеопрезентация, беседа
Кем я стану, когда вырасту?
2
Конкурс сочинений
13.
14.
классный час, презентация, работа в
группах
15.
16.
17.
18.
«Умеешь сам -научи
другого»
Современные профессии и
профессии будущего
Мои профессиональные
способности
Промежуточная аттестация
2
практикум
2
Проектная деятельность
2
Тест по профориентации
1
Защита творческого задания
Электронные образовательные ресурсы
1. https://smartia.me/tests/ Тесты по профориентации
2. https://atlas100.ru/catalog/ Атлас новых профессий
3. https://ucthat-v-skole.ru/images/enciklopedia/atlas-professii.pdf Атлас профессий
будущего
4. https://proforientator.ru/tests/#tocontent Профориентатор (тесты)
Список литературы для учителя
1. Маршак С.Я. Сказки, песни, загадки. /С.Я. Маршак – М.: Издательство «Детская
литература», 1987 – 192с.
2. Михалков С. Дядя Степа и другие. /С. Михалков – М.: Издательство «Детская
литература», 1989 -310с.
3. Носов Н. Приключение незнайки и его друзей. /Н. Носов – М.: Издательство
«Детская литература», 1987 – 160с.
4. Родари Д. Чем пахнут ремесла? /Д. Родари –М.: Издательство «Детская
литература», 1989 -15с.
5. Успенский Э. Седьмая профессия Маши Филиппенко /Э. Успенский – «Стрекоза»,
2000 – 79с.
6. Френкель П.Л. Я расту. / П.Л. Френкель – М.: Издательство «Детская литература»,
1986 – 56с.
7. Чуковский К. Доктор Айболит. /К. Чуковский – М.: Издательство «Детская
литература»,1989-…с.