Финансовая грамотность

Приложение № 17
к основной образовательной программе
начального общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
направленность: общеинтеллектуальная
срок реализации программы 2 года

1

1.

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися
личностных результатов:
осознание себя как члена семьи и общества;
овладение начальными навыками адаптации в сфере финансовых отношений;
познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения
элементарных финансовых задач;
— осознание личной ответственности за свои поступки в финансовой сфере;
— ориентирование в нравственном содержании как собственных действий в области
финансов, так и действий окружающих;
— понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
— понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости,
между расходами на дополнительные нужды и «лишними» расходами;
— навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
финансовых ситуациях.
—
—
—

метапредметных результатов
познавательные УУД:
— использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
простой финансовой информации;
— использование логических действий сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием;
— построение рассуждений на финансовые темы, отнесение явления или объекта к
изученным финансовым понятиям;
— использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем, для
решения финансовых задач;
— владение элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера.
— представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
— осуществлять под руководством учителя элементарную проектную деятельность в
малых группах: формулировать проблему, разрабатывать замысел, находить пути его
реализации, демонстрировать готовый продукт;
— осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в
зависимости от конкретных условий.
регулятивные УУД:
— определение личных целей по изучению финансовой грамотности;
— постановка финансовых целей, умение составлять простые планы своих действий в
соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
— проявление познавательной и творческой инициативы в применении финансовых
знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
— выполнение пошагового контроля своих учебных действий, итоговый контроль и
оценка результата;
— оценка правильности выполнения финансовых действий и способов решения
элементарных финансовых задач;
— корректирование учебных действий после их выполнения на основе оценки и учёта
2

выявленных ошибок;
— корректирование своих действий с учетом рекомендаций одноклассников, учителей,
родителей;
— использование цифровой формы записи хода и результатов решения финансовой
задачи.
коммуникативные УУД:
умение осознанно и произвольно создавать сообщения на финансовые темы в устной и
письменной форме;
— умение слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию
партнёра в общении и взаимодействии;
— умение признавать возможность существования различных точек зрения и право
каждого иметь своё мнение;
— умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
финансовых действий и решений;
— умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
— умение осуществлять контроль и самоконтроль, адекватно оценивать собственное
финансовое поведение и поведение окружающих.
—

предметных результатов:
— правильно использовать изученные предметные понятия (обмен, товар, деньги,
покупка, продажа, сдача, бумажные и металлические деньги, валюта, виды денег, банк,
банковская карта, доходы и расходы семьи, пособия, сбережения, семейный бюджет,
банковский вклад);
— понимание причин обмена товарами и умение приводить примеры обмена;
— понимание проблем, возникающих при обмене товарами, и умение их объяснить;
— умение приводить примеры товарных денег;
— умение объяснять на простых примерах, что деньги – средство обмена, а не благо;
— понимание того, что деньги зарабатываются трудом;
— умение описывать виды и функции денег, объяснять, что такое безналичный расчёт и
пластиковая карта;
— умение называть основные источники доходов семьи, приводить примеры регулярных
и нерегулярных доходов семьи;
— умение называть основные направления расходов семьи, приводить примеры
обязательных и необходимых расходов семьи, а также различать планируемые и
непредвиденные расходы;
— умение считать доходы и расходы семьи, составлять семейный бюджет на условных
примерах;
— умение объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
— понимание роли банков; умение объяснять, для чего делают вклады и берут кредиты;
— знание ситуаций, при которых государство выплачивает пособия, и умение приводить
примеры пособий;
— умение объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
Рабочая программа учебного курса сформирована с учетом рабочей программы
воспитания. При реализации рабочей программы учебного курса «Финансовая грамотность»
находят отражение целевые ориентиры воспитания, такие как создание благоприятных
условий для развития основ экономического образа мышления, учебно-познавательного
интереса в области экономических отношений в семье, а также формирование опыта
применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере
3

финансовых отношений в семье, а также при выполнении учебно-исследовательской и
проектной деятельности.
Промежуточная аттестация проводится в форме творческого задания, основывается на
встроенном педагогическом наблюдении по системе оценки «Зачёт/незачёт». По итогам
промежуточной аттестации классным руководителем оформляется ведомость.
2.

Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
3 класс (первый год обучения)
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
— деньги, их история, виды, функции;

семейный бюджет.
Освоение содержания курса опирается на межпредметные связи с такими учебными
предметами в начальной школе, как математика, окружающий мир, технология, литература.
При организации занятий учителю и педагогу дополнительного образования детей важно
учитывать изменения социальной ситуации в ходе развития детей за последние десятилетия:
—

—
возросший уровень информированности детей, использование СМИ как
существенного фактора формирования основ финансовой грамотности, но в то же время
необходимость обеспечения информационной и психологической безопасности детей;

недостаточный уровень читательской компетенции и необходимость с помощью
текстов учебных материалов курса научить младшего школьника читать целенаправленно,
осмысленно, творчески подходить к процессу чтения и осмыслению прочитанного;
—

—
актуальность для младших школьников игровой деятельности, в том числе
совместнойигровой и учебной деятельности со сверстниками.
Важным условием развития детской любознательности, потребности в самостоятельном
познании окружающего мира, познавательной активности и инициативности при изучении
курса «Финансовая грамотность» является создание развивающей образовательной среды,
стимулирующей активные формы познания, в том числе: наблюдение, опыты, обсуждение
мнений и предположений, учебный диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии –
способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат
деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к
рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика и его
направленность на саморазвитие.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями
младших школьников и включают задачи, практические задания, игры, учебные миниисследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся младших классов формируются такие умения и
навыки, как: работа с текстами, таблицами и схемами; поиск, сбор, обработка и анализ
информации; публичные выступления; проектная работа и работа в малых группах.
Эффективным средством формирования основ финансовой грамотности являются
межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги», «Какие виды денег
существуют», «Что я знаю о банковской карте», «Что такое семейный бюджет», «Какие виды
семейных доходов существуют», «На что расходуются деньги в семье», «Сколько денег тратит
семья на питание», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг».
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых
4

определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика
со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального
знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного
действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным
психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала
его реального выполнения;
• пооперационный,
то
есть
контроль
за
правильностью, полнотой
и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
• рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия
и опирающийся на понимание принципов его построения;
• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия
методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
Итоговый контроль в формах
• тестирование;
• практические работы;
• творческие работы учащихся;
• контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
5

своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В
рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности).
3.

Тематическое планирование

№
Тема занятия
занятия

Формы проведения
занятий

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают

Количество
часов

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

16

1

Как появились деньги

Занятие-игра

2

2

История российских
денег
Какие бывают деньги

Занятие-игра

2

Занятие-игра

2

4

Банки, банкоматы и
банковские карты

Занятие-экскурсия

2

5

Безналичные деньги и
платежи

Занятие-игра

2

Анимированная
презентация
Сборник
мультфильмов,
анимированная
презентация
Мультфильм

6

Как я умею пользоваться
деньгами

Занятие-игра

2

Мультфильм

7

Что такое валюта

Занятие-игра

2

Презентация

8

Проверим, что мы узнали Занятие
о том, как изменялись
промежуточного
деньги
оценивания

2

Презентацияигра

3

6

Презентация,
сборник
мультфильмов
Анимированная
презентация

Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
9
Занятие-игра
Откуда в семье берутся
деньги
Подсчитаем все доходы
семьи

10

5
2

Практическое занятие 3

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на
жизнь и как этого избежать

5

Презентация
Анимированн
ая
презентация

11

На что семья тратит
деньги

Занятие-игра

2

Анимированная
презентация

12

Подсчитаем все расходы
семьи

Практическое занятие 3

Анимированная
презентация

Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим
кошельком, чтобы он не пустовал

8

Как планировать
семейный бюджет
Правила составления
семейного бюджета

Занятие-игра

2

Видеоурок

Занятие-игра

2

Презентация

15

Учимся составлять
семейный бюджет

Занятие-игра

2

Анимированная
презентация

16

Итоговая проверочная
работа

Занятие итогового
оценивания

2

Презентация

17

Промежуточная
аттестация

Выполнение
2
олимпиадных заданий
по финансовой
грамотности/защита
тематической
презентации

13
14

Всего:

34

4 класс (второй год обучения)
Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности
«Финансовая грамотность»
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися
личностных результатов:
—

осознание себя как члена семьи, общества и государства;

учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам
решенияэлементарных финансовых задач;
—

самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в
областифинансов;
—
7

ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так
ипоступков окружающих людей в области финансов;
—

понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов
(денег);
—

понимание различия между расходами на товары и услуги первой
необходимости ирасходами на дополнительные нужды;
—

навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных
экономических ситуациях.
метапредметных результатов
познавательные УУД:
—

—

использовать различные способы поиска, сбора, обработки,

анализа и представления информации в области финансов;
—
производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных
видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации,
установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением
человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы,
отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
—

—

использовать знаково-символические средства, в том числе

—

модели, схемы для решения финансовых задач;

владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового
характера;
—

оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой
грамотности.регулятивные УУД:
—
—

определять личные цели развития финансовой грамотности;

—

ставить финансовые цели;

составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой
задачей иусловиями её реализации;
—

проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых
знанийдля решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
—

осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый
контрольрезультата;
—

оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов
решенияэлементарных финансовых задач;
—

корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и
учётавыявленных ошибок;
—
—

использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой

задачи;
корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных
сужденийодноклассников, учителей, родителей.
коммуникативные УУД:
—

осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и
письменнойформе;
—
—
8

слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию

партнёра вобщении и взаимодействии;
признавать возможность существования различных точек зрения и право на
своёмнение для каждого;
—

излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку
финансовыхдействий и решений;
—

договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности привыполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
—

осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное
поведение иповедение окружающих.
предметных результатов:
—
правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа,
покупка,деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи,
семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит,
—

долги, валюта);
—

объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

—

объяснять проблемы, возникающие при обмене;

—

приводить примеры товарных денег;

—

объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо;

—

понимать, что деньги зарабатываются трудом;

—

описывать виды и функции денег;

—

объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

—

производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

—

называть основные источники доходов;

—

приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

—

называть основные направления расходов семьи;

—

приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи;

—

различать планируемые и непредвиденные расходы;

—

считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

—

объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

—

объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и
приводитьпримеры пособий;
—
—

объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

Рабочая программа учебного курса сформирована с учетом рабочей программы воспитания.
При реализации рабочей программы учебного курса «Финансовая грамотность» находят отражение
целевые ориентиры воспитания, такие как создание благоприятных условий для развития основ

экономического образа мышления, учебно-познавательного интереса в области
экономических отношений в семье, а также формирование опыта применения полученных
знаний и умений для решения элементарных вопросов в сфере финансовых отношений в семье,
а также при выполнении учебно-исследовательской и проектной деятельности.

9

Содержание учебного курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»
Основные содержательные линии курса «Финансовая грамотность»:
— деньги, их история, виды, функции;
— семейный бюджет.
Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают
Базовые понятия и знания: обмен, бартер, товары, услуги, деньги, монеты, бумажные
деньги, купюры, банкноты, наличные деньги, безналичные деньги, банк, банковская карта,
валюта.
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
Базовые понятия и знания: доходы семьи; виды источников доходов семьи:
заработная плата, премия, пенсия, стипендия, наследство, собственность, ценные бумаги,
акции, предпринимательская деятельность, бизнес.
Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
Базовые понятия и знания: необходимые расходы: расходы на питание, одежду,жильё,
оплату коммунальных услуг; обязательные расходы: налоги, долги, штрафы;
желательные расходы
Модуль 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не
пустовал
Базовые понятия и знания: семейный бюджет, структура семейного бюджета,
планирование семейного бюджета, сбережения, дефицит, долги.
На занятиях по «Финансовой грамотности» создается развивающая образовательная
среда, стимулирующая активные формы познания, в том числе наблюдение, опыты, учебный
диалог.
Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии —
способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить
результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание.
Способность к рефлексии — важнейшее качество, определяющее как социальную роль
ребёнка в качестве ученика, школьника, так и его направленность на саморазвитие.
Учебные материалы подготовлены в соответствии с возрастными особенностями детей
и включают задачи, практические задания, игры, учебные мини-исследования и проекты.
В процессе изучения курса у учащихся формируются умения и навыки, связанные с
работой с текстами, таблицами и схемами, поиском и анализом информации, публичными
выступлениями и презентациями.
Эффективным средством формирования финансовой грамотности являются
межпредметные проекты, например: «Какие бывают товары и услуги?», «Какие виды денег
существуют?», «Что я знаю о банковской карте?», «Что такое семейный бюджет?», «Какие
доходы бывают в семьях?», «Какие расходы бывают в семьях?», «Сколько денег тратит семья
на питание?», «Сколько денег требуется семье на оплату коммунальных услуг?»
3 Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной
деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых
формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
10

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного
действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем совместно со школьным
психологом (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся
(результаты
фиксируются в зачетном листе учителя);
Текущий:
• прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала
его реального выполнения;
• пооперационный,
то есть контроль за правильностью, полнотой и
последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
• рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия
и опирающийся на понимание принципов его построения;
• контроль по результату, который проводится после осуществления учебного
действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с
образцом.
Итоговый контроль в формах
• тестирование;
• практические работы;
• творческие работы учащихся;
• контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания»,
своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит
решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает
выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает
сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе
учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем
11

помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше
развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников
обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при
выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение
успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой
учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности,
улучшение мыслительной деятельности).
Тематическое планирование
№
Тема занятия
занят
ия

Формы проведения
занятий

Модуль 1. Как появились деньги и какими они бывают

Количе Электронные
ство
(цифровые)
часов
образовательные
ресурсы
16

1

Как появились деньги

Занятие-игра

2

2

История российских
денег

Занятие-игра

2

3

Какие бывают деньги

Занятие-игра

2

Анимированная
презентация

4

Банки, банкоматы и
банковские карты

Занятие-экскурсия

2

5

Безналичные деньги и
платежи

Занятие-игра

2

Сборник
мультфильмов,
анимированная
презентация
Мультфильм

6

Как я умею пользоваться
деньгами

Занятие-игра

2

Мультфильм

7

Что такое валюта

Занятие-игра

2

Презентация

2

Презентацияигра

Проверим, что мы узнали Занятие
о том, как изменялись
промежуточного
деньги
оценивания
Модуль 2. Из чего складываются доходы в семье
9
Занятие-игра
Откуда в семье берутся
деньги
8

12

4
2

Презентация,
сборник
мультфильмо
в
Анимированная
презентация

Презентация

10

Подсчитаем все доходы
семьи

Практическое занятие 2

Модуль 3. Почему семье иногда не хватает денег на
жизнь и как этого избежать

Анимированн
ая
презентация

5

11

На что семья тратит
деньги

Занятие-игра

2

Анимированная
презентация

12

Подсчитаем все расходы
семьи

Практическое занятие 3

Анимированная
презентация

Модуль 4. Деньги счёт любят, или Как управлять своим
кошельком, чтобы он не пустовал

9

13

Как планировать
семейный бюджет

Занятие-игра

2

Видеоурок

14

Правила составления
семейного бюджета

Занятие-игра

2

Презентация

15

Учимся составлять
семейный бюджет

Занятие-игра

3

Анимированная
презентация

16

Итоговая проверочная
работа

Занятие итогового
оценивания

2

Презентация

17

Промежуточная
аттестация

2
Выполнение
олимпиадных заданий
по финансовой
грамотности/защита
творческой
презентации

Всего:

34
Электронные образовательные ресурсы

https://clck.ru/33V4zp Электронные курсы по финансовой грамотности
https://моифинансы.рф/materials/komplekt-finansovykh-komiksov/ Комплект финансовых
комиксов – Портал Мои финансы РФ
https://fincult.info/ информационно-просветительский ресурс банка России

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».