Самообследование 2021

РАССМОТРЕН
на заседании педагогического совета
(протокол №5 от 30.05.2022 г.)

Отчет о результатах
самообследования деятельности
Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Школа № 34»
по итогам 2021 года

Нижний Новгород
2021
1

I. Общие сведения об образовательной организации
Наименование
образовательной
организации
Директор
Адрес организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Школа № 34» (МБОУ «Школа № 34»)
Сутырин Илья Игоревич
603009, Нижегородская область, город Нижний
Новгород, проспект Гагарина, дом № 101 Б
Телефон, факс
+7 (831) 435-17-05
Адрес электронной почты
s34_nn@mail.52gov.ru
Учредитель
функции и полномочия учредителя МБОУ «Школа
№ 34» от имени муниципального образования
городской округ "город Нижний Новгород"
осуществляет
департамент
образования
администрации города Нижнего Новгорода
Дата создания
16.10.2019 г.
Лицензия
№ 173/21 от 12.04.2021 г.
Свидетельство о государственной аккредитации
Школа осуществляет образовательную деятельность по следующим образовательным
программам:





основная образовательная программа начального общего образования
(нормативный срок освоения - 4 года),
основная образовательная программа основного общего образования (нормативный
срок освоения - 5 лет),
образовательная программа среднего общего образования (нормативный срок
освоения - 2 года);
дополнительные общеразвивающие программы.

Форма обучения – очная. Язык обучения – русский.
Динамика количества учащихся
уровни общего
01.01..2021
образования
кол-во классов кол-во
учащихся
начальное общее 0
0
образование
основное общее 0
0
образование
среднее
общее 0
0
образование
0
0
Итого
средняя
0
наполняемость
обучаются
во 0
0
вторую смену

30.12.2021
кол-во классов кол-во
учащихся
11
274
12

304

1

23

24

601
25

0

0

II. Система управления организацией

В МБОУ «Школа № 34» линейно-функциональная организационная структура
управления.
2

Следует отметить, что для работы по конкретному проекту трудовые ресурсы
организации перераспределяются в зависимости от потребностей проекта, что является
признаком матричной организации.
3

Данная организационная структура управления позволяет обеспечить правовые,
организационно-педагогические, социально-педагогические и психолого-педагогические
гарантии на полноценное образование.
Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания
принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом
образовательной организации является директор, который осуществляет текущее
руководство деятельностью образовательной организации.
Коллегиальными органами управления Учреждением являются:




Общее собрание работников;
Педагогический совет;
Совет Учреждения

Наименование коллегиального
органа
Общее собрание работников 

Педагогический совет

Компетенции

принятие Устава Учреждения, рекомендации по
вопросам изменения и дополнений в Устав
Учреждения;
 обсуждение и принятие Правил внутреннего
трудового распорядка по представлению директора
Учреждения;
 принятие коллективного договора;
 принятие локальных актов, регулирующих трудовые
отношения с работниками Учреждения;
 определение основных направлений деятельности
Учреждения, перспективы его развития;
 определение численности и срока полномочий
комиссии по трудовым спорам, избрание ее членов;
 рекомендации по плану финансово-хозяйственной
деятельности Учреждения;
 заслушивание ежегодного отчета директора
Учреждения о выполнении коллективного договора,
об исполнении плана финансово-хозяйственной
деятельности;
 другие вопросы жизнедеятельности работников
Учреждения, принятые общим собранием к своему
рассмотрению,
либо
вынесенные
на
его
рассмотрение директором Учреждения.
 реализация государственной политики по вопросам
образования;
 совершенствование организации образовательного
процесса Учреждения;
 определение основных направлений развития
Учреждения, повышения качества и эффективности
образовательного процесса;
 определение сменности занятий по классам;
 утверждение
образовательных
программ
Учреждения;
 утверждение
кандидатур
педагогических
работников для участия в профессиональных
конкурсах (при наличии обращений);
4



















осуществление взаимодействия с родителями
(законными
представителями)
учащихся
по
вопросам организации образовательного процесса;
заслушивание информации и отчётов о работе
отдельных
членов
педагогического
совета,
объединений;
определение списка учебников в соответствии с
утвержденным федеральным перечнем учебников,
рекомендованных к использованию при реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность, а также учебных
пособий, допущенных к использованию при
реализации указанных образовательных программ;
рассмотрение итогов учебной работы Учреждения,
результатов промежуточной и государственной
итоговой аттестации;
принятие локальных актов по основным вопросам
организации образовательного процесса;
принятие
решений
о
ведении
платных
образовательных
услуг
по
конкретным
образовательным программам;
принятие решения об отчислении обучающегося в
соответствии с законодательством;
принятие решений о переводе из класса в класс, о
допуске к государственной итоговой аттестации
обучающихся, о награждении обучающихся;
принятие решений о перечне предметов, формах,
сроках проведения промежуточной аттестации
учащихся по итогам учебного года;
принятие решений о повторном обучении учащихся,
переводе на обучение по адаптированным
образовательным программам в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической
комиссией либо на обучение по индивидуальному
учебному плану;
принятие решения о выпуске учащихся 9-х, 11-х
классов;
принятие решения о награждении выпускников
Учреждения медалями «За особые успехи в учении»;
принятие решения о представлении к награждению
педагогических
работников
Учреждения
муниципальными, региональными, ведомственными
и государственными наградами;
принятие решений о требованиях к одежде учащихся
с учетом мнения совета учащихся и совета
родителей.

5

Совет Учреждения

 содействие развитию инициатив коллектива
Учреждения;
 участие в создании оптимальных условий для
организации образовательного процесса;
 разработка программы финансово-экономического
развития
Учреждения,
привлечения
иных
источников финансирования;
 разработка плана развития Учреждения;
 осуществление
общественного
контроля
за
использованием внебюджетных источников;
 организация общественного контроля за охраной
здоровья участников образовательного процесса, за
безопасными условиями его осуществления;
 организация изучения спроса родителей (законных
представителей) на предоставление Учреждением
образовательных услуг, в том числе платных;
 рассмотрение вопроса о требованиях к одежде
учащихся Учреждения;
 рассмотрение вопроса об исключении учащихся из
Учреждения;
 принятие локальных актов Учреждения в рамках
своей компетенции;
 другие вопросы жизнедеятельности Учреждения.

III Содержание и качество предоставления образовательных услуг
Всего учеников на конец
2021 учебного года
601

Основная
Начальная
школа
школа
274по школе составляет 99,9 %. 304
Успеваемость
Качество знаний по школе по итогам 2021 года – 61 %

6

Средняя
школа
23

Качество знаний по школе за 2021 год
87%

90%
60%

80%
70%

37%

60%
50%

40%
30%
20%
10%
0%

НОО

ООО

СОО

Из гистограммы можно увидеть, что самый большой процент качества знаний
наблюдается в начальных классах. На уровне основного общего образования процент
качества знаний почти на 30% ниже, чем в начальной школе. На уровне среднего общего
образования процент качества знаний значительно ниже, чем на уровнях основного и
начального образования.
Качество знаний по классам НОО
за 2021 год
100%

88%

88%

100%

85%

85%

84%
77%

90%
80%
70%
60%

50%
40%
30%
20%
10%
0%
2а

2б

2в

3а

3б

4а

4б

Из гистограммы видно, что процент качества знаний в начальной школе достаточно
высокий и примерно одинаковый во всех классах. Лишь во 2в классе качество знаний выше
и составляет 100 %.
7

Качество знаний по классам ООО и СОО
за 2021-2022 учебный год
85%85%
90%
73%

80%
64%

70%

61% 65%
50% 50% 50% 48%

60%
50%

32% 37%

40%
21%

30%
20%
10%

0%
5а

5б

5в

6а

6б

6в

7а

7б

7в

8а

8б

8в

10а

Из гистограммы видно, что процент качества знаний достаточно высокий в 5а, 5б, 6а
классах. Достойный процент качества знаний в 5в, 6б, 6в классах. Самый низкий процент
качества знаний в 8б классе.

Успевают в 2021 году только на "5"
25%

25%
20%
9%

15%

7%

10%
5%
0%
НОО

ООО

СОО

Из гистограммы видно, 25 % (69 человек) учеников начальных классов успевают
только на «5». На уровне основного общего образования всего 7 % (20 человек) учеников
успевают только на «5». На уровне среднего общего образования всего 9 % (2 человека)
учеников успевают только на «5».
Внутреннее оценивание качества образования
В школе утверждены:
- Положение о внутреннем мониторинге качества образования (приказ № 32-О от
31.08.2021.)
8

- Положение о системе оценки достижения планируемых результатов освоения
обучающимися ООП НОО, ООП ООО (приказ № 32-О от 31.08.2021.)
- Положение о внутришкольном контроле (приказ № 32-О от 31.08.2021.)
Структура стартовой оценки содержания образования и образовательной
деятельности (качества процесса)
1. Образовательная деятельность
1.1. Общая численность обучающихся, осваивающих ООП: 601 человек
1.2. Общая численность обучающихся, осваивающих ООП:
• начального общего образования – 274 человек
• основного общего образования – 304 человека
• среднего общего образования – 23 человека.
1.3. Формы получения образования в Учреждении:
• очная имеется – 601 чел.
• очно-заочная не имеется - 0 человек
• заочная не имеется - 0 человек
• индивидуальный учебный план не имеется - 0 человек
• обучение на дому имеется - 2 человека
• адаптированная образовательная программа – 0 чел.
1.4. Реализация ООП по уровням общего образования:
• с применением дистанционных образовательных технологий не имеется - 0 человек
• с применением электронного обучения не имеется - 0 человек.
2. Соответствие содержания образования требованиям ФГОС
2.1. Соответствие структуры ООП требованиям соответствующего ФГОС общего
образования
• ФГОС НОО - соответствует
• ФГОС ООО – соответствует
• ФГОС СОО - соответствует.
2.2. Учет в ООП (по уровням общего образования) специфики и традиций
образовательной организации, социального запроса потребителей образовательных услуг –
имеется.
2.3. Наличие в учебном плане обязательных предметных областей и учебных
предметов соответствующего ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) – имеется.
2.4. Наличие учебных планов для обучающихся, осваивающих ООП (по уровням
общего образования) – имеется.
2.5. Соответствие объема часов за определенный период обучения согласно
требованиям соответствующего уровня ФГОС (ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО) –
соответствует.
2.6. Наличие материалов, подтверждающих учет в учебном плане образовательных
потребностей и запросов обучающихся и (или) их родителей (законных представителей)
при определении части, формируемой участниками образовательных отношений – имеется.
2.7. Наличие рабочих программ учебных предметов, курсов по всем предметам
учебного плана, их соответствие требованиям соответствующего ФГОС – имеется.
2.8. Реализация в полном объеме содержания программного материала по
учебному(ым) предмету(ам), курсу(ам) (выполнение рабочих программ) – да.
2.9. Наличие программы формирования и развития УУД – имеется.
2.10. Наличие программы духовно-нравственного развития обучающихся – имеется.
2.11. Наличие программы социализации и воспитания обучающихся – имеется.
2.12. Наличие плана внеурочной деятельности в рамках ООП, его обеспеченность
рабочими программами и др. документации по направлениям внеурочной деятельности,
соответствие содержания заявленному направлению – имеется.
2.13. Наличие программы воспитания – имеется.
2.14. Реализация в полном объеме содержания программного материала по
направлениям внеурочной деятельности – да.
9

IV. Методическая работа педагогического коллектива, развитие
олимпиадного движения и научно-исследовательской деятельности
учащихся
В 2021 году педагогический коллектив школы работал над методической темой:
«Системно-деятельностный подход как средство управления развитием личности
обучающихся».
С целью непрерывного совершенствования профессиональной компетентности
учителей, что является непременным условием учебно-воспитательного процесса цели и
обеспечивает положительные изменения в содержании и организации образовательного
процесса, способствует формированию общеучебных умений и навыков школьников, в
школе работали методические объединения учителей.
Для осуществления учебно-методической работы в школе созданы школьные
методические объединения:
• учителей гуманитарных областей учебных предметов;
• учителей естественно-научных областей учебных предметов;
• учителей физической культурны, ОБЖ, ИЗО и технологии;
• учителей начальных классов.
Задачи, поставленные перед председателями методических объединений:
1. Повышение качества обучения и преподавания, направленные на индивидуальный
подход к обучающимся.
2. Оказание
методической
помощи
по
повышению
профессиональной
компетентности.
3. Совершенствование воспитательного процесса, работа с одаренными,
слабоуспевающими, неуспевающими, трудными детьми (дифференциация).
4. Содействие здоровью учащихся в начальном, среднем и старшем звеньях на основе
взаимодействия педагогов и социальных служб.
5. Расширение и обновление информационной базы школы, что предполагает
использование новейших информационных технологий.
Основные направления методической работы в 2021 году:
1. Аттестация учителей.
2. Повышение квалификации учителей (самообразование, курсовая подготовка,
участие в семинарах, вебинарах, сетевых сообществах, РМО, конференциях, круглых
столах, мастер-классах).
3. Управление качеством образования. Проведение мониторинговых мероприятий.
4. Внеурочная деятельность по предмету.
5. Обобщение и представление опыта работы учителей (открытые уроки, творческие
отчеты, публикации, разработка методических материалов) на различных уровнях.
Для решения поставленных задач, администрация школы использовала следующие
формы методической работы:
- работа педсоветов;
- работа методического совета школы;
- участие в деятельности методических сообществ в районе;
- работа педагогов над темами самообразования;
- обобщение передового педагогического опыта учителей;
- внеурочная работа;
- участие в конкурсах и конференциях;
10

- предметные недели;
- аттестация педагогических кадров;
- организация и контроль курсовой подготовки учителей.
Методические объединения учителей в 2021 году приняли участие в организации
научно-исследовательской деятельности учащихся и олимпиадного движения.
С 2021 года в МБОУ «Школа № 34» создано научное общество учащихся «Наукоград34». «Наукоград-34» является самостоятельным формированием, которое объединяет
педагогов и обучающихся МБОУ «Школа № 34», способных к научному поиску,
заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня,
стремящихся к углублению знаний, как по отдельным предметам, так и в области
современных научных знаний.
Результатом деятельности НОУ «Наукорад-34» в 2021году стали:
1. участие обучающихся во Всероссийских олимпиадах школьников;
2. участие обучающихся в олимпиадах (очных, заочных, дистанционных),
организованных ВУЗами России, Федеральным образовательным центром «Сириус»,
образовательными интернет-порталами «Учи.ру», «Я класс»;
3. участие в деятельности НОУ «Эврика» г. Н.Новгород;
4. проведено 4 заседания НОУ «Наукоград-34».
Анализ результатов организации и проведения школьного, муниципального этапов
всероссийской олимпиады школьников (далее ВсОШ) в МБОУ «Школа № 34» в рамках
программы «Одарённые дети».
Всероссийская олимпиада школьников проводилась по 24 предметам. Учащиеся
школы приняли участие в олимпиадах по 18 предметам; не принимали участие в
олимпиадах по МХК, французскому, немецкому, испанскому, итальянскому и китайскому
языкам.
Школьный этап ВсОШ в 2021-2022 учебном году проводится в том числе с помощью
дистанционных информационно-коммуникационных технологий:
- по шести общеобразовательным предметам в онлайн-формате на платформе
образовательного центра «Сириус» (математика, физика, информатика, химия, биология,
астрономия)
- по всем остальным общеобразовательным предметам по заданиям, разработанным
муниципальными предметно-методическими комиссиями, очно в образовательном
учреждении.
В олимпиадах в соответствии с Положением, приняли участие учащиеся с 4 по 8 и 10
классы.
Таблицы количественных и качественных результатов представлены:

11

№

Предмет

4

5

6

7

8

10

всего

1.

Класс
Физика

-

-

-

25

12

11

48

2.

История

-

15

5

15

9

0

44

3.

Английский язык

-

21

19

10

18

5

73

4.

Биология

-

18

9

15

37

7

86

5.

Технология
девушки

-

4

1

8

3

0

16

Технология
юноши

-

3

2

5

0

0

10

6.

Русский язык

25

29

20

15

12

4

105

7.

Обществознание

-

0

10

15

18

9

52

8.

Химия

-

-

-

9

16

3

28

9.

ОБЖ

-

-

-

13

9

5

27

10.

Астрономия

22*

8

23

4

6

3

66

11.

География

4

3

10

4

6

27

12.

Экономика

-

-

-

-

2

2

4

13.

Математика

18

51

31

20

17

6

143

14.

Право

-

-

-

-

-

6

6

15.

Литература

-

20

6

14

0

0

40

16.

2

0

1

0

8

11

17.

Физическая
культура
Экология

-

-

-

8

7

7

22

18.

Информатика

12*

11

2

8

16

2

51

19.

Немецкий язык

-

-

-

-

-

-

20.

Китайский язык

-

-

-

-

-

-

21.

Французский язык

-

-

-

-

-

-

22.

Итальянский язык

-

-

-

-

-

-

23.

Испанский язык

-

-

-

-

-

-

24.

МХК

-

-

-

-

-

-

77

186

131

195

186

84

ИТОГО

*указанные предметы не вошли в общий зачёт и рейтинг по причине участия учащихся 4го класса в олимпиадах по желанию.

12

Количественные данные об участниках школьного и муниципального этапов
всероссийской олимпиады школьников в 2021 году
Общеобразовательные
предметы

1. Английский язык
2. Астрономия
3. Биология
4. География
5. Информатика
(ИКТ)
6. Искусство
(Мировая
художественная
культура)
7. История
8. Испанский язык
9. Итальянский
язык
10. Китайский язык
11. Литература
12. Математика
13. Немецкий язык
14.
Обществознание
15. Основы
безопасности и
жизнедеятельности
16. Право
17. Русский язык
18. Технология
19. Физика
20. Физическая
культура
21. Французский
язык
22. Химия
23. Экология
24. Экономика
ВСЕГО
% Качества

Школьный этап

Муниципальный этап

Фактиче
ское
кол-во
участник
ов (чел.)

Общее
кол-во
победител
ей и
призеров
(чел.)

Кол-во
победи
телей
(чел.)

Кол-во
призеров
(чел.)

Фактическ
ое кол-во
участнико
в (чел.)

Общее
кол-во
победи
телей и
призеров
(чел.)

Кол-во
победит
елей
(чел.)

Кол-во
призеров
(чел.)

73
66
86
27
39

20
15
26
8
14

6
5
5
5
4

14
10
21
3
10

6
2
6
4
3

2
0
1
0
0

0
0
0
0
0

2
0
1
0
0

0

0

0

0

0

0

0

0

44
0
0

7
0
0

3
0
0

4
0
0

0
0
0

0
0
0

0
0
0

0
0
0

0
40
143
0
52

0
10
32
0
5

0
2
8
0
3

0
8
24
0
2

0
3
3
0
0

0
0
0
0
0

0
0
0
0
0

0
0
0
0
0

27

2

2

0

2

0

0

0

6
105
26
50
11

0
29
8
12
4

0
5
7
3
3

0
24
1
9
1

0
6
2
6
0

0
0
2
0
0

0
0
0
0
0

0
0
2
0
0

0

0

0

0

0

0

0

0

28
22
4
859

8
6
0
206

3
3
0
67

5
3
0
139

5
4
0
52

0
0
0
5

0
0
0
0

0
0
0
5

23

9

13

Количественные данные об участниках школьного и муниципального этапов
всероссийской олимпиады школьников в 2021 году

Общее
количество
обучающихся
в 5-10 классах
(чел.)

334

Школьный этап
5-10 класс
Кол-во
участни
ков
(чел.)
(обучаю
щийся,
приняв
Общее
ший
количество
участие
Кол-во
обучающихся в
победит
в 7-10 классах данном
елей и
(чел.)
этапе
призеро
олимпиа
в (чел.)
ды по
несколь
ким
предмет
ам,
учитыва
ется 1
раз)
178
184
206

Школьный этап
7-10 класс
Кол-во
участни
ков
(чел.)
(обучаю
щийся,
принявш
ий
участие Кол-во
победител
в
данном
ей и
этапе
призеров
олимпиа (чел.)
ды по
несколь
ким
предмет
ам,
учитыва
ется 1
раз)
100
95

Муниципальный этап
7-10 класс
Кол-во
участни
ков
(чел.)
(обучаю
щийся,
приняв
ший
участие
Кол-во
в
победителей
данном
и призеров
этапе
(чел.)
олимпи
ады по
несколь
ким
предмет
ам,
учитыва
ется 1
раз)
52
5

Количественные данные об обучающихся из 4-х классов, принявших участие в школьном
этапе всероссийской олимпиады школьников
в 2021 году
Всего
обучающихся
Количество
Количество
Количество
из 4-х классов,
Предмет
участников
победителей
призёров
принявших
(чел.)
(чел.)
(чел.)
Общее
участие в
количество
школьном
обучающихся
этапе
18
1
6
в 4-х классах
олимпиады по Математика
(чел.)
математике и
русскому
языку,
Русский язык
25
1
6
(учитываются 1
раз)
ВСЕГО:
43
2
12
52
38
% качества
32

14

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников проводился с 11 ноября
по 16 декабря 2021 года, в срок установленный министерством образования Нижегородской
области. В нем приняли участие учащиеся 7-11 классов, всего – 52 участника, что
составляет 29% от общего количества учащихся 7-11 классов.
Призёрами муниципального этапа ВОШ в 2021 году стали:
№
ФИО участника
класс
предмет
учитель
п\п
1.
Гимаев Исмаил Рашидович
7Б
технология
Жеглова А.П.
2.
Комиссарова Милена Александровна
7Б
технология
Жеглова А.П.
3.
Веселов Арсений Дмитриевич
8А
англ.язык
Любивая В.Д.
4.
Зайцев Александр Андреевич
10А
англ.язык
Любивая В.Д.
5.
Шарафан Маргарита Ивановна
10А
биология
Кузнецова Ю.Р.
По результатам проведения ВОШ награждены благодарственными письмами
департамента образования администрации города Нижнего Новгорода:
1.
Кузнецова Ю.Р. за подготовку призёра муниципального этапа ВОШ по
биологии;
2.
Жеглова А.П. за подготовку двух призёров муниципального этапа ВОШ по
технологии;
3.
Любивая В.Д. за подготовку двух призёров муниципального этапа.

V. Анализ кадрового обеспечения учебной деятельности

На конец 2021 года педагогический состав насчитывал 44 человека, из них: 5 –
руководящий состав, 31 – педагогический и 8 – педагоги дополнительного образования.
Статистика педагогических кадров по педагогическому стажу и возрасту показана
на гистограммах.
Распределение педагогических работников
по стажу работы
54%
60%
50%
40%

21%

30%

14%

11%

20%
10%
0%

от 0 до 5

от 6 до 10

от 11 до 20

свыше 20

Данные гистограммы позволяют сделать вывод, что наибольший процент – это
молодые, перспективные учителя, и примерно половина учителей школы имеют стаж и
опыт работы с детьми.
15

Распределение педагогических работников по возрасту
44%
45%
40%
35%
21%

30%
25%
20%

10%
8%

8%

15%
10%
5%
0%
моложе 25

25-30

31-40

41-55

стаарше 55

Гистограмма показывает, что коллектив школы – молодой и перспективный.
Педагогические работники в возрасте до 35 лет составляют примерно 60 % от общего
числа при плановом значении показателя «Дорожной карты» за 2021 год – 22 %.
Показатели педагогических работников в возрасте до 35 лет
Численность
педагогических
работников в ОУ(человек)

Численность учителей в возрасте
до 35 лет (человек)

Удельный вес
численности учителей
в возрасте до 35 лет
(%)

39

23

60

Информация о количестве педагогических сотрудников пенсионного возраста
Наименование дисциплины

Возраст 55-60 лет (чел.)

Учитель истории

1

Учитель физической
культуры

1

Педагог дополнительного
образования

Возраст старше 65 лет (чел.)

1

Аттестация педагогических работников:
11 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 8 – первую. 20
педагогических работников не имеют категории, не подлежат аттестации, их них 17
учителей – молодые специалисты и 3 – поступившие на работу в МБОУ «Школа № 34» в
августе 2021 г. и проработавшие менее двух лет (276 приказ от 07.04.2014 г.).
16

Распределение педагогических работников
по квалификационным категориям
51%
60%
50%

28%

40%

21%

30%

20%
10%
0%
Высшая

Первая

Не подлежат аттестации

Как видно из гистограммы, процент учителей с высшей и первой категорией
примерно равен проценту педагогов, не подлежащих аттестации. В школе молодой и
перспективный коллектив. Также имеются опытные учителя, способные наставить,
направить и передать свой опыт молодым коллегам.
Необходимо отметить, что из 8 учителей, имеющий среднее специальное
образование, четверо получают высшее в заочном формате.
В перспективном плане получения квалификационной категории в 2022-2023
учебном году:
- на высшую – два учителя, из них один – впервые аттестовывающийся на высшую
категорию,
- на первую – три человека, впервые аттестовывающиеся на первую категорию.
Прогноз о педагогических работниках, желающих подтвердить или получить
квалификационную категорию в 2022-2023 учебном году
Месяц
прохожде
ния
аттестаци
и (приказ)

Должность,
предмет у
учителей,
профиль у
ПДО (эст, худ,
спорт, тур-кр,
соц-пед,техн.)

Имеющаяся
категория

Ноябрь

Учитель
физической
культуры

Высшая

Высшая

Февраль

Учитель
начальных
классов

-

Первая

К/т

Учитель химии

-

Первая

К/т

Учитель
начальных
классов

-

Первая

К/т

Март

Заявленная
категория

17

Дата
окончания
категории
(даты
выверены по
приказам
МОНО)
29.11.2022

Примечание
(тестирование
да\нет)

К/т

Апрель

Учитель
начальных
классов

Первая

Высшая

25.12.2024

К/т

Сведения о педагогических и руководящих работниках, имеющих награды, по
состоянию на 31.12.2021 год.
- Научное звание, направление (например: кандидат социологических наук) - 0
- Ордена и медали (кроме «Ветеран труда») - 0 чел.
- Заслуженный учитель РФ - 0 чел.
- Отличник народного просвещения, отличник образования СССР – 1 чел.
- Нагрудный знак «Почетный работник общего образования» - 0
- Почетная грамота МО РФ, РСФСР и СССР - 1
- Грамоты министерства образования Нижегородской области – 2
Курсовая подготовка педагогических работников
С целью повышения квалификации педагогических и руководящих работников, в
соответствии с планом-графиком курсовой подготовки Нижегородского института
развития образования, учителя и руководители МБОУ «Школа № 34» один раз в три года
проходят курсы повышения квалификации. На 31.12.2021 г. педагогический и
руководящий состав школы составляет 44 человека, из которых курсовую подготовку
имеют 36 человек. Не имеющие курсовой подготовки являются молодыми
специалистами.
Курсовая подготовка
82%
100%
80%
60%

18%

40%
20%
0%
Прошедшие ПК за последние три года

Не прошедшие ПК

Детализация прошедших курсовую подготовку показывает, что повышение
квалификации прошла вся администрация школы и большая часть учителей и педагогов
дополнительного образования.

18

Прошедшие курсовую подготовку (%)
100%
88%
78%

100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Руководящий состав

Учителя

Педагоги допобразования

Год от года растет разнообразие квалификационных курсов и модулей по выбору.
Растет и интерес учителей к самообразованию, к повышению квалификации. За 2021 год
педагогический коллектив школы проходил кафедральные курсы по преподаваемому
предмету, по финансовой грамотности, по проектной деятельности, по работе с детьми с
ОВЗ, курсы классных руководителей, др.

VI. Результаты воспитательной деятельности и реализации
дополнительных общеразвивающих программ
Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный,
творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою
личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый
в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего
общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура,
здоровье, человек) сформирована общая цель воспитания в МБОУ «Школа №34» –
личностное развитие школьников, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на основе этих
ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то есть в
развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения, опыта
применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка
единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его
личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка
и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские
отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Достижению поставленной
следующих основных задач:

цели

воспитания

школьников
19

способствует

решение

реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел,
поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и
анализа в школьном сообществе;
 реализовывать потенциал классного руководства в воспитании школьников,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
 вовлекать школьников в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения,
работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их
воспитательные возможности;
 использовать в воспитании детей возможности школьного урока, поддерживать
использование на уроках интерактивных форм занятий с учащимися;
 инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы,
так и на уровне классных сообществ;
 поддерживать деятельность функционирующих на базе школы детских
общественных объединений и организаций;
 организовывать профориентационную работу со школьниками;
 организовать работу с семьями школьников, их родителями или законными
представителями, направленную на совместное решение проблем личностного
развития детей.
Управление воспитательной деятельностью
В воспитательную систему школы входят:
 заместитель директора по воспитательной работе Шигапова М.А
 24 классных руководителя (на 24 класса)
 социальный педагог Сакина О.Н.
 педагог-организатор (начального, среднее и старшее звено) Ширяева Е.С.
 учителя физической культуры, которые курируют мероприятия спортивной
направленности Струговщиков В.А., Сеничева М.Г.
 руководители секций и объединений дополнительного образования: Соломина В.С.,
Толмачева В.Н., Левашова Е.М., Струговщиков В.А., Сенечева М.Г., Смирнова
Ю.Л., Кузнецова Ю.Р., Ширяева Е.С., Каманина А.С., Пиминова С.И., Боярчук А.П.,
Жеглова А.П., Васенина А.С., Морова А.С., Аэр О.В., Нагиева С.М., Филиппов Д.А.,
Харчева Н.Е.
Управление воспитательным процессом осуществляют следующие группы:
 группа, формирующая социальный заказ в виде цели и задач (директор, Совет
школы, педагогический совет, родители);
 группа, осуществляющая воспитывающую деятельность, как на индивидуальном,
так и на коллективном уровне (заместитель директора по ВР, воспитательная служба
– классные руководители, родители – родительские комитеты, учителяпредметники, Совет Старшеклассников);
 группа, решающая специальные воспитательные задачи – вспомогательные службы
(совет по профилактике – социальный педагог, психологическая служба, ПМПК,
блок дополнительного образования).
Формирование социального заказа осуществляется при взаимодействии:
Директор школы – осуществляет руководство школой на основе закона РФ «Об
образовании», нормативных документов, и собственной позиции, выражает заказ властных
органов, как на государственном, так и на местном уровне.
Совет школы – состоит из родителей, учеников-старшеклассников, представителей
учительского коллектива. Совет выражает заказ со стороны родителей и детей, определяет
основные направления воспитательной работы и ключевые мероприятия.
Педагогический совет – ставит педагогические задачи в воспитательной работе, подводит
итоги и анализирует результаты, вносит коррективы в план воспитательной работы.
Методическое объединение классных руководителей - определяет основные
направления воспитательной работы и ключевые
20 мероприятия, осуществляет обмен


опытом воспитательной работы, несет просветительскую функцию.
Непосредственным осуществлением воспитательной деятельности занимаются:
Заместитель директора по воспитательной работе осуществляет организационное,
методическое и диагностическое руководство воспитательной работой.
Классные руководители – осуществляют воспитательную работу с классами на
коллективном и индивидуальном уровне, помогают в проведении общешкольных дел,
ведут работу с родителями.
Учителя-предметники реализуют воспитательную работу через работу с микрогруппами и
отдельными учащимися, проводят тематические мероприятия в школе.
Ученический актив – образует советы дел по разработке и проведению школьных акций
и отдельных дел, организуют работу классных коллективов, и отдельных детей.
Совет родительской общественности – может вносить предложения по вопросам
управления и при принятии школой локальных нормативных актов, затрагивающих права
и законные интересы (законных представителей) несовершеннолетних учащихся,
привлекает других родителей в воспитательную деятельность школы.
К вспомогательным службам относятся те элементы воспитательной системы, которые
осуществляют специализированное воздействие, работают по определенным программам:
Блок дополнительного образования – организация и работа объединений и секций в
школе.
Социальный педагог и Совет по профилактике – ведут профилактическую работу с
группой риска, разбирают правонарушения, совершенные в школе, проводят мероприятия
по профилактике курения, алкоголизма, наркомании. Осуществляет специальную
программу, направленную на работу с группой риска. Поддерживает связь с ПДН, КДН.
Психологическая служба – состоит из педагога-психолога, социального педагога,
осуществляющих мониторинг в школе, а также индивидуальную работу с детьми,
нуждающимися в помощи.
Взаимодействие всех структур даёт определённый положительный результат. Управление
процессом воспитания школы строится исходя из концептуальных принципов,
целеполагания, системообразующей деятельности, субъектных отношений и освоенной
среды.
Охват обучающихся системой дополнительного образования
Организация дополнительного образования обучающихся на базе школы:
№

Название
объединения, секции

Руководитель

4

Хореографический коллектив «Звездный
дождь»
Детский вокально-хореографический
ансамбль «Доброцветы
Объединение «Смотрю на мир глазами
художника»
Секция «Баскетбол»

Струговщиков В.А.

5

Секция «Футбол»

Струговщиков В.А.

6

Секция «Волейбол»

Сеничева М.Г.

7

Объединение «Журналистика в школе»

Смирнова Ю.Л.

8

Объединение «Естественно-научный
эксперимент»

Кузнецова Ю.Р.

1
2
3

21

Соломина В.С.
Толмачева В.Н.
Левашова Е.М.

Количество,
категория
учащихся
51 человек
1-2 классы
48 человек
1-4 классы
57 человек
1-4 классы
31 человек
6-10 классы
47 человек
2-5 классы
58 человек
5-8 классы
26 человек
5-8 классы
23 человек
6-10 классы

Ширяева Е.С.

10

Лидерский курс «Вместе к звездам» (ДОО
Галактика детства)
Школьный телеканал «Космос 34»

11

Объединение «Вектор развития 34»

12

Объединение «Вектор развития 34+»

Пименова С.И.
Каманина А.С.
Пименова С.И

13

Музыкальная студия

Боярчук А.П.

14

Объединения «Модная Я»

Жеглова А.П.

15

Объединение «Дружина юных пожарных»

Васенина А.С.

16

Морова А.С.

17

Объединение «Юные инспектора
дорожного движения»
Объединение «Авиахобби»

18

Объединение «КОСМОленд»

Нагиева С.М.

19

Объединение «Школа юного экскурсовода»

Шигапова М.А.

9

47 человек
3-8 классы
17 человек
5-8 классы
81 человек
1-4 классы
28 человек
5-6 классы
28 человек
1-6 классы
17 человек
7-10 классы
32 человек
3-4 классы
22 человек
3-4 классы
41 человек
1-5 классы
52 человек
1 класс
19 человек
7 классы

Ширяева Е.С.

Аэр О.В.

Организация дополнительного образования обучающихся вне школы:
Название
объединения, секции

Руководитель

Количество,
категория учащихся

2а-2, 7в – 1, 1 а – 9, 1 б
– 5, 1 г – 4, 3 а- 7, 4 а –
1, 5 б - 3 , 7 б – 3, 2 б –
1, 6 б - 4

ЦРТ Созвездие «Фантазия»

Васина Т.Н.
Комарова Е.В.
Наумов М.Б.
Королев С.Б.
Скатов Д.А
Климаков В.И.
Храмцов П. О.,
Жукова Л.В.

4.

ЦРТ Созвездие «Лепка»

Лебедева Г.И.

2а-1

Горева В.В.

7 в-2, 5 б -1, 7 б - 2

5

Акробатический рок-н-ролл от спортшколы
Радий
ЦРТ Созвездие «ИЗО»

6

Атлант Бокс

Чиркин В.С

2а-1, 1 а – 1, 2 б - 1

7

Кунг-Фу

Савин А.В.

2а-1

8

ИЗО (батик)

Тарасова Н.Е.

7в -1

9

Эстрадно-вокальная студия Кнопочки

7в -3

10

Школа современного танца «АРТЕС»,
современные уличные танцы
МБУ ДО ДЮЦ «Контакт» клуб «Штрих»,

Николаева Юлия
Николаевна
Харчева Н.Е.
Паутов С.Ю.

7в - 1

1.

ЦРТ Созвездие Музыкальная школа

2.

СШ РАДИЙ Спортивное плавание

3.

11

22

2 а – 1, 8 а - 2

2а-1

2а-1

7 в-1

шестиструнная гитара
Дорожкин Д.В.

7в-1

13

Авиамоделирование в МБУ ДО ЦРТ
"Созвездие"
Годзю рю каратэ до школа 174

Сарапкин С.В.

7в-1

14

Английский язык. Britannica

Ирина А.В.

7в – 1, 5 б - 1

15

Элитная математика. ИИТММ ННГУ им
Лобачевского
Олимпиадная математика. ITutor при
ИИТММ ННГУ им Лобачевского
Олимпиадное программирование. ИИТММ
ННГУ им Лобачевского
Студия танца «Гармония»

Алексей В.К.

7в - 1

Мария В.Г.

7в -1

Рябикин Н.М.

7в- 1

Баринова Л.С.

8а - 1

Телиш А.С.

8а - 1

12

16
17
18
19

«Промдизайн»

20

Настольный теннис

21
22

Художественная гимнастика ФОК
«Приокский»
СШ РАДИЙ Футбол

23

ЦРТ Созвездие «Мягкая игрушка»

24

Английский язык «Апельсинка».

Беженарь Т.И.

1г-7

25

СШ РАДИЙ Теннис

Смирнов В.С.

1 г – 1, 5 б - 2

Фролова М.А.

1 г – 2, 4 а - 1

Мухин А.В

3 а – 11, 2 б - 1

Чиркова Д.Ю
Балабанова А.Б
Синева А.В

3 а – 1 , 4 а – 1, 2 б - 1

Шлюгаева И.В

3 а – 1, 7 в - 1

Бузин И.А

3а-1

Ермушов С.М

3 а -1

26

ЦРТ Созвездие Чир- спрорт

27

Самбо «Империал Артс»

28
29
30
31
32

8а - 2
Батоврина К.А.,
Смешнова А.С.
Семенов А.В.
Столяров Д.С

Восточные танцы, театр танца «Алеана»
Детская школа «Русский балет»
Детская школа искуства им.Виллуана
,отделение фортопиано.
Футбол-Спартак Юниор
Самбо(Термаль)

8а – 1, 1 а – 2, 1 г - 4
1 а – 1, 1 г – 4, 3 а – 1,
6б-4
1а-1

3а - 1

33

МБУ ДО «Детская школа искусств №7»

Поплова Д.А.

3б-1

34

Хоккей «Медведи»

Чирков С.Б.

4а-1

Тютюлина К.Д.

4а-2

35

Dance4u

36

Художественная школа Культура Графика

Красюк Н.К.

4а-1

37

СДЮШОР 4 по волейболу

Шихов И.С.

4а-1

Ушев Н.А.

4а-1

Пудова С.А.

4а-1

. Невдахина Н.В.

5 б – 1, 2 б - 1

Кознов В.Н.

4а-1

38
39
40
41

Баскетбол «Фок»
Акробатика Акро НН
Английская школа «Оксфорд»
Легкая атлетика, 174 школа
23

42

СШ «Грация» - художественная гимнастика

43

Парусная флотилия. Морскокое
многоборье. МБОУ ДО нижегородское
детское речное пароходство.
Английский язык. Центр английского языка
Way Up
Танцы студия Олимп
Самбо в школе единоборств
ДЮЦ Контакт. Рисование.
ЧОУ ДО КДЮСШ «Грация»
Танцевальный коллектив «Овация»
Танцы ННГУ
Театральная студия Театральное училище
им. Евстигнеева
Конный спорт
Спортшкола
Хоккей
Заволжье

44
45
46
47
48
49
50
51
52
53

Чадаева Н.А.,
Садохина О.В.
Дьяков В. И.

4 а -1
5б-1

Гончарова В. А.

5б-3

Тузалина А. В.
Мухин А. В
Рожкова С. И.
Садохина О.В.
Лебедева Е.В.

5 б -1
5б-1
5б-2
7 б – 2, 2 б - 1
7б-1
10 а - 2
10 а - 1
10 а - 1
10 а - 1

Из анализа занятости учащихся в дополнительном образовании сделаны выводы:
Дополнительное образование на базе школы в данном учебном году велось в 19
объединениях и секциях (978 ученико мест, согласно системе «Навигатор дополнительных
образовательных услуг»), 502 человека, что составило 51% от общего числа обучающихся
школы. 13 программ дополнительного образования, являются участниками национального
проекта образования «Успех каждого ребенка».
Многие дети посещают по несколько объединений и секций. В начальной школе большой
процент детей посещают 2 и более коллектива.
Занятость обучающихся дополнительным образование вне школы составила 151 человек,
что составило 25% от общего числа обучающихся школы.
В рамках школы дети отдают предпочтение следующим направленностям: художественной
(29%), социально-педагогической (23%), технической (20%), спортивной (13%),
естественно-научной (13%), туристической (2%).
Вне школы в приоритете спортивная направленность, затем по количеству занятых
детей идет художественная.
Работа с родителями и законными представителями:

24

Кол-во общешкольных
родительских собраний (с
указанием тем) - 2

Сентябрь
Общие правила школьников: положение о внешнем виде
обучающегося МБОУ «Школа № 34», правила пользования
учащимися мобильной связью, соблюдении ПДД,
конструктивное решение конфликтов.
Соблюдение учащимися правил внутреннего распорядка,
требований безопасности во время образовательного процесса.
Работа системы «Навигатор дополнительных образовательных
услуг» в школе.
План воспитательных мероприятий на 2021-2022 г.
Выбор Совета родителей, Совета отцов.
Ноябрь
Ответственность родителей за воспитание детей и за создание
для них безопасных условий, профилактика гибели и
травмирования детей от внешних причин, в том числе и
профилактика детского дорожно-транспортного травматизма,
роль родителей в воспитании транспортной культуры.
Профилактика детской безнадзорности и беспризорности.
Профилактика пьянства, курения, наркомании, торговли
наркотиками, употребления СПАЙСов, суицида среди
подростков, пропаганда ЗОЖ.
Ответственность перед законом: что необходимо знать детям и
родителям. Статистика правонарушений среди подростков.

Кол-во классных родительских Каждый классный руководитель провел по 4 плановых
родительских собрания.
собраний (с примерным
указанием тематики) - 48 Темы:
1классы
Трудности
адаптационного
периода
первоклассников.
Телевизор и книги в жизни семьи и первоклассника.
Значение эмоций для формирования положительного
взаимодействия ребёнка с окружающим миром. Режим
первоклассника.
Родителям о внимании и внимательности. Правила выполнения
разных видов письменных работ.
2 классы
Первые уроки школьной отметки. Особенности обучения во 2
классе.
Законы жизни семьи, законы жизни класса.
Предварительные результаты обучения уч-ся. Отслеживание
успехов и затруднений в обучении.
3 классы
Семейные традиции и способность ребёнка трудиться в
коллективе, в семье. Что нужно знать родителям о физиологии
младшего школьника.
Рекомендации родителям в помощь преодоления трудностей в
обучении. Мой ребёнок становится трудным.
4 классы
Особенности обучения в 4-выпускном классе. Эффективное
общение – залог успеха. Составление общих задач и целей
воспитания.
Роль семьи и школы в формировании интереса к чтению.
5 классы
25

Трудности адаптации пятиклассников к школе.
О значении домашнего задания в учебной деятельности
школьника.
6 классы
Первые проблемы подросткового возраста.
Компьютер в жизни школьника.
7 классы
Переходный возраст: физическое и половое развитие
школьников.
Агрессия, её причины и последствия.
8 классы
О родительском авторитете.
Нравственные уроки моей семьи.
10 класс
Роль семьи в определении жизненного пути школьников.
Агрессия, её причины и последствия.
Здоровье современных детей.
Кол-во индивидуальных бесед (с Около 180 индивидуальных бесед.
Темы: инструктаж по ТБ перед поездкой на экскурсию, перед
примерным указанием
каникулами, успеваемость, взаимоотношения с учителем, с
тематики)
одноклассниками, изучение семейного воспитания, изучение
психологического состояния, контроль за поведением,
успеваемостью, контроль за ведением дневников, нарушения
правил поведения в школе, порча имущества школы, беседы о
здоровом образе жизни, вред табакокурения и электронных
сигарет, встреча с родителями по возникающим проблемам,
профилактика ПАФ.
Психолого-педагогическое 86% Педагоги-психологи регулярно (по плану и запросам
просвещение родителей (охват в классных руководителей) приходят на классные родительские
собрания. Кроме того, классные руководители рассматривают
%)
актуальные для родителей психолого-педагогические вопросы
на собраниях. Охват 89 % семей.
Участие родителей (законных
представителей в совместных
творческих делах, праздниках,
фестивалях и др.

Родители принимают участие в организации, экскурсионной
деятельности, проведении мастер-классов, тематических
классных часах, социально-преобразующей добровольческой
деятельности
(социально-значимых
акциях),
школьных
творческих конкурсах, интеллектуальных играх, спортивных
соревнованиях и праздниках, Новогодних праздниках.
Совет отцов организатор массовых мероприятий: «Велотрек»,
«Масленица».
Семьи победители семейных конкурсов: районный конкурс
«Моя семья», конкурс видео роликов к Дню матери, областного
фестиваля семейного творчества.

Работа общешкольного
родительского комитета и
классных родительских
комитетов (охват %)

Совет родительской общественности заседал 2 раза. Совет отцов
проводил заседания 4 раза. Во всех классах работают классные
родительские комитеты (охват 100%). Охват родителей, занятых
в родительских комитетах составил 27 % от общего числа
родителей.
26

Вовлечение родителей в учебно- Родители принимают участие в обсуждении вопросов:
внешнего вида учащихся школы, введении единой формы
воспитательный процесс
одежды, утверждают расходы родительских средств на
воспитательные мероприятия, входят в составы жюри школьных
конкурсов, принимают участие в организации школьных
праздников.
Результативность обучающихся образовательной организации в конкурсах
различного уровня
Статус конкурса

Количество
конкурсов
3

участники (от
учреждения)
21

Победители
(1,2,3 место)
21

1

16

12

4

21

21

Городские конкурсы
Районные конкурсы

5
9

117
30

44
15

Учрежденческие
конкурсы

10

1832

123

Международные
конкурсы
Всероссийские
конкурсы
Областные конкурсы

Работа Совета старшеклассников актива ДОО «Галактика детства»
Совет старшеклассников является ученическим органом самоуправления. Работает
под руководством Ширяевой Е.С. В сентябре состоялись выборы председателя школьного
самоуправления, им стала ученица 8 Б класса Литвиненко Светлана.
Совет Старшеклассников участвует в формировании плана ВР на год: предлагаются
мероприятия, которые частично затем проводятся самими ребятами. Совместно с
педагогами, лидерами ДОО ребята провели мероприятия: торжественная линейка «День
знаний», смотр конкурс классных уголков, театрализованный концерт ко Дню учителя,
семейный Велотрек, акция «Всемирный день борьбы со СПИДом», урок памяти «День
независимого солдата», конкурс новогодних игрушек, встречи со студентами Мининского
университета, посвящение в первоклассники, конкурс «Лучшая новогодняя классная
комната».
Советом старшеклассников школы успешно реализуется проект РДШ «Классные
встречи». В 2021 году были организованны и проведены 5 встреч: встреча с журналистом
телекомпании «Волга», встреча с режиссером документального кино, с кинологом, с
хореографом шоу балета «Тодес», с начальником штаба Поста№1 у Вечного огня славы в
Нижегородском кремле. 2 встречи попали в рейтинг лучших в области по итогам анализа
деятельности за текущий учебный год.
ДОО «Галактика детства», в состав которой входят учащиеся 2-7 классов, получили
статус первичной организации РДШ. Дети являются участниками всех общешкольных
мероприятий, а также принимают активное участие в организации акций, флеш мобов,
посвященных календарным и государственным праздникам. Активистами ДОО разработан
и внедрен новый проект дистанционной игры «На Орбите 34».
Совет старшеклассников и лидер совета Корчагина Юлия стали победителями районного
конкурс «Лидер XXI века», заняв 2 место.
В декабре 2021 года наши активисты приняли участие во Всероссийском конкурсе
«ЭкоПоколение» и стали финалистами.
Таким образом, Совет старшеклассников и лидеры ДОО «Галактика детства» в 2021
27

году приняли участие в 37 школьных программах, организовывали и помогали в
организации 27 социально-значимых акциях, приняли участие в 12 городских, в 7
всероссийских мероприятиях.
Работу Совета старшеклассников и лидеров ДОО можно считать удовлетворительной.

VII. Организация внеурочной деятельности учащихся

Внеурочная деятельность в МБОУ «Школа № 34» обеспечивает введение в действие
и реализацию требований Федерального государственного образовательного, начального,
основного общего и среднего общего образования.
Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с планом и определяет
общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности,
состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам.
Внеурочная деятельность реализуется по следующим направлениям:
- Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического
и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру,
приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической
культуре.
- Духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных
ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору
нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления
к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.
- Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы
деятельности: - трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить
активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.
- Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить
разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить
познавательную активность, любознательность.
- Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное,
заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских
качеств, организаторских умений и навыков.
Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязанными
друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных
направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в
отдельности и комплексно.
Внеурочная деятельность реализуется через такие формы как: классные часы,
экскурсии, кружки, секции, конференции, научное общество учащихся, олимпиады,
соревнования, конкурсы, фестивали, поисковые и научные исследования, общественнополезные практики. В организации внеурочной деятельности школы принимают участие
все педагогические работники учреждения. Координирующую роль в организации
внеурочной деятельности выполняет классный руководитель.

VII. Организация социально-психологической службы

В социально-психологическую службу школы входят:
- заместители директора,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- классные руководители,
- учителя-предметники
Осуществляет руководство социально-психологической службой школы заместитель
директора.
Педагог-психолог организует психологическое сопровождение обучающихся,
имеющих проблемы, связанные с образовательной деятельностью.
28

Психологическое сопровождение организовано по следующим направлениям:
1. Комплексная диагностика (на данном этапе работы основное внимание уделяется
определению уровня школьной мотивации, причин её понижения).
2. Профилактическая и коррекционная работа (данное направление охватывает всех
участников образовательного процесса).
3. Консультирование (индивидуальное и групповое).
4. Развитие и коррекция.
5. Просвещение (данное направление охватывает всех участников образовательных
отношений).
6. Организационно-методическая работа.
Основные направления деятельности социального педагога:
- обеспечение социально-педагогической поддержки обучающимся, содействие детям
из группы социального риска в их самореализации;
- вовлечение родителей и детей в различные виды деятельности, исключающие какиелибо правонарушения или преступления со стороны учащихся;
- социально-педагогическая диагностика контингента учащихся школы.
Социальный педагог:

оказывает
социально-психологическую
и
педагогическую
помощь
несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в
обучении;
 выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, а
также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам
занятия, принимает меры по их воспитанию и получению ими основного общего
образования;
 выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывает им
помощь в обучении и воспитании детей;
 осуществляет меры по реализации программ и методик, направленных на
формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними проводится на
заседаниях Совета профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В 2021 году проведено 16 заседаний Совета профилактики правонарушений и
безнадзорности обучающихся, на них были приглашены 62 обучающихся с родителями
(законными представителями). На заседаниях были рассмотрены вопросы:
- пропуски уроков без уважительных причин;
- нарушение Правил внутреннего распорядка для учащихся;
- низкая успеваемость и отсутствие мотивации к обучению.
На внутришкольном учете состояли – 6 человек.
Профилактическая деятельность социального педагога проводилась по следующим
направлениям:
- реабилитация и социальная адаптация детей и подростков с девиантным поведением;
- работа с опекаемыми детьми, живущими с лицами, заменяющими родителей;
- работа с учащимися, состоящими на различных видах учетов;
- работа с малообеспеченными и многодетными семьями;
- профилактическая работа с родителями;
- профилактическая работа с классными руководителями, учителями.
Особое внимание уделялось взаимодействию социального педагога и классного
руководителя. В соответствии с планом работы проведены:
 Социальная диагностика
29

Используется для выявления проблем учащихся и субъективного потенциала их
разрешения:
- составление социальных характеристик классов;
- совместное выявление семейного неблагополучия, учащихся, оказавшихся в
социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите;
- индивидуальные беседы с педагогами;
- совместное посещение семей;
- анкетирование, социологические опросы.
 Профилактическая работа
- обмен информацией по вопросам учёбы, поведения учащихся, семейного
воспитания;
- вовлечение учащихся, состоящих на внутришкольном учете (ВШУ), в отделе по
делам несовершеннолетних (ОДН) в кружки и спортивные секции;
- организация контроля за посещением школы учащихся, состоящих на всех видах
учета;
- совместные рейды по семьям, с целью раннего выявления семейного неблагополучия
и детей, находящихся в социально опасном положении;
- педагогическая помощь в разрешении внутрисемейных конфликтов, между
учащимися класса и конфликтов в классном коллективе.
 Просветительская работа
- совместное проведение мероприятий, классных часов, родительских собраний;
- участие в работе педсоветов школы, школьных методических объединений;
- проведение психолого-педагогических семинаров, семинаров классных
руководителей, участие в заседаниях психолого-педагогических консилиумов.
 Коррекционно-развивающая работа
- разработка психолого-педагогических рекомендаций по налаживанию
эффективного взаимодействия учащихся, педагогов и родителей;
- оказание помощи в разрешении конфликтных ситуаций в системах «учительученик», «ученик-ученик», «ученик-родитель»;
- коррекция поведения учащихся, состоящих на учёте в ОДН, на ВШУ.
 Консультативная работа
Консультирование классных руководителей по вопросам:
- заполнение социально-педагогической характеристики класса;
- профессиональное определение учащихся класса;
- предотвращение и разрешение конфликтов в классе;
- особенностей межличностного взаимодействия учащихся друг с другом;
- создание системы профилактической работы в классе.
Создание системы профилактической работы, включающей различные направления и
формы работы, помогает своевременно оказывать необходимую помощь всем участникам
образовательных отношений.
Деятельность психолого-педагогического консилиума
Кадровое обеспечение
деятельности
психологопедагогического
консилиума

Количество обследованных
детей психологопедагогическим
консилиумом,
направленных на
территориальные
30

Количество обследованных
детей в рамках психологопедагогического
сопровождения в условиях
образовательной организации, в

ПМПМк
- заместитель
директора по УВР,
- педагог-психолог,
- социальный педагог,
- учитель

Всего обследованных на
ППк – 8,
из них направлены на
ТПМПк района – 8

том числе по итогам
динамического наблюдения
100 % учащихся

Цель
психолого-педагогического
сопровождения:
обеспечение
решения
стратегических задач МБОУ «Школа № 34» по развитию, сохранению и укреплению
здоровья обучающихся, снижение рисков их дезадаптации и негативной социализации.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
1. Мониторинг динамики личностного и интеллектуального развития обучающихся,
их индивидуального прогресса и достижений.
2. Профилактика, коррекция школьной дезадаптации.
3. Содействие в построении индивидуальной образовательной траектории
обучающихся.
4. Создание условий для сохранения и укрепления психологического и психического
здоровья и развития обучающихся «группы риска», оказание им психологической
поддержки и содействия в трудных жизненных ситуациях.
5. Участие в проектировании и создании развивающей безопасной образовательной
среды.
6. Создание условий для самостоятельного осознанного выбора обучающимися
профессии (или профессиональной области) и построения личных профессиональных
планов.
7. Профилактика эмоционального выгорания, личностных и профессиональных
деформаций педагогических работников.
8. Психологическое сопровождение процессов коррекционно-развивающего
обучения, воспитания, социальной адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ,
определение для каждого ребенка с ОВЗ образовательного маршрута, соответствующего
его возможностям и образовательным потребностям.
9. Психологическое просвещение и консультирование родителей (законных
представителей) обучающихся по проблемам обучения, воспитания, развития.

IХ. Учебно-методическое обеспечение деятельности

Учебно-методический комплект школы составлен в соответствии с Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 20.05.2020 № 254 "Об утверждении
федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного
общего,
среднего
общего
образования
организациями,
осуществляющими
образовательную деятельность"
На конец 2021 года на учёте состоит – 13 625 экз.
Уровень общего образования
% обеспеченности учебниками за
счет бюджетных средств
Начальное общее образование (ФГОС)
100%
Основное общее образование (ФГОС)
100%
Среднее общее образование (ФГОС)
100%
Из таблицы можно сделать вывод, что все учащиеся школы обеспечены учебниками
и пособиями за счет бюджетных средств.
31

Проведена работа по оформлению заказа учебников на новый учебный год совместно
с заместителем директора по УВР, учителями-предметниками. Составлен и оформлен заказ
учебников на 2022-2023 год с учётом обновленных ФГОС. В конце прошлого года была
проведена инвентаризация учебного фонда.
В этом учебном году проделана следующая методическая работа по учебному фонду:
- составлен график по сдаче и выдаче учебников на 2021-2022 учебный год;
- составлен и оформлен заказ на 2022-2023 учебный год;
- подобраны комплекты учебников по классам;
- осуществлена выдача и прием учебников.

X. Библиотечно-информационное обеспечение деятельности
Показатели библиотечной статистики за 2021 год
Всего
204
1
Контингент читателей
1-4 классы
152
5-8 классы
45
10 класс
7
2
Посещаемость
33%
3
Среднее количество посещений в
25
день
4
Книгообеспеченность (учебники)
100%
Анализируя таблицу можно сделать вывод, что самыми активными читателями
являются учащиеся начальных классов. Чтобы повысить интерес к чтению и посещению
библиотеки, в течение года проводились библиотечные уроки с использованием новых
информационных технологий: интерактивных досок в формате мультимедийных
презентаций, экскурсии по виртуальным выставкам в интернете. Подобные уроки имеют
наилучший эффект, поскольку структура традиционных библиотечных уроков не отвечает
требованиям времени.
Библиотечно-библиографическая работа
Ведется работа над составлением каталога книжного фонда библиотеки из числа
подаренных изданий.
Массовая работа. Работа с читателями
Массовая работа в школьной библиотеке ведётся по следующим основным
направлениям:
- поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия, для удовлетворения
познавательного интереса, для возможностей самовыражения),
- содействие воспитательным программам школы,
- содействие учебному процессу.
В процессе проведения массовых мероприятий решалась задача количественного и
качественного обслуживания.
В
начале
учебного
года
была
запущена
и
проведена
акция
«Книга в дар школе!».
Важным направлением деятельности библиотеки является привлечение школьников
к чтению с помощью собираемого книжного фонда и через выставки:
1. «Братья наши меньшие!». Подбор книг и рисунков по теме о природе и ее
обитателях.
2. Выставка «В мире сказок!» Оформление книгами и рисунками по теме.
3. 200 лет со дня рождения русского поэта, Николая Алексеевича Некрасова (18211878).
4. 190 лет со дня рождения Ивана Шишкина (1832-1898), русского художника.
5. 140 лет со дня рождения русского поэта и переводчика Корнея Ивановича
Чуковского (1882-1969).
32

Обслуживание читателей осуществлялось в соответствии с графиком работы
библиотеки. Для приобщения обучающихся к творчеству писателей и популяризации
литературы использовались различные формы библиотечной работы. Мероприятия
проводились вместе с учителями начальной школы, учителем русского языка и литературы.
Важное место в этой работе занимают беседы, презентации, литературные викторины,
обсуждения:
1. Беседа о бережном отношении к книге.
2. Библиотечный урок по теме и выставке книг «Братья наши меньшие!» Чтение
вслух сказки «Про козленка, который умел считать до десяти». Беседа-обсуждение.
3. Занимательная викторина «В мире сказок!».
4. 220 лет со дня рождения русского писателя Владимира Ивановича Даля
(1801-1872). Библиотечные уроки.
5. Информационный час «Снеговик. История возникновения символа Нового
года» + просмотр мультфильмов.
5. Цикл мероприятий на Неделе детской и юношеской книги: «Сказки дедушки
Корнея».
6. Путешествие по родному городу: Нижний Новгород в мифах, легендах,
сказаниях.
В школьной библиотеке в марте проводилась традиционная «Неделя детской и
юношеской книги». Основной целью мероприятия являлась пропаганда чтения среди
школьников. Для раскрытия фонда и привлечения внимания к книгам была оформлена
выставка: «Сказки дедушки Корнея». Мероприятия, проводимые на «Неделе детской
книги», приурочены к юбилейным и памятным литературным датам. Ребята познакомились
с биографией писателя, с большим интересом обсуждали произведения, отвечали на
вопросы литературной викторины.
В работе использовались разные формы и приемы, которые помогали ученикам
эмоционально воспринимать значение, смысл, содержание литературных произведений. С
этой целью проводились библиотечные часы. Дети активно принимали участие в изучении
авторских произведений.
В течение года проводится анализ по определению читательских потребностей
обучающихся: «На какие темы дети любят читать» и «Что детей привлекает в книге».
Школьная библиотека оказывает помощь учителям, классным руководителям в
проведении массовых мероприятий, классных часов. Проводится подбор литературы,
сценариев, стихов; оформляются книжные выставки.
Отдельно надо отметить сотрудничество нашей библиотеки с Нижегородским
государственным педагогическим университетом им. К. Минина, которое выражалось
в оформлении двух творческих выставок работ преподавателей и студентов в разных
художественных техниках.
На базе библиотеки проходили классные встречи нашей школы с интересными
людьми, такими как Трофимов А. Ю., начальник штаба Поста №1 у Вечного огня славы в
Нижегородском кремле. Здесь же проходят занятия объединения «Журналистика в
школе», на которые приходили удивительные люди, как Зазнобина Е. А., журналист
телеканала ВОЛГА, Знова Е.В., инструктор по йоге. Уроки провордилист в формате
познавательно-игровых моментов, включая самые разные виды журналисткой
деятельности.
Ребята из объединения «Журналистика в школе» выпускают школьную газету
«Звезды галактики», используя личный материал самих ребят и отражая наиболее
значимые события школы.
Основные задачи, поставленные на 2021 год, выполнены.
Задача на новый 2022-2023 учебный год – расширение ассортимента библиотечноинформационных услуг, повышение их качества на основе использования современных
технологий.
33

XI. Материально-техническая база школы
Год постройки здания школы – 2020 г.
Здание 4 этажное, каменное. Общая площадь помещений школы – 11416 кв. м.
Площадь пришкольной территории – 16561 га. На территории школы находятся
игровая зона, футбольная площадки, волейбольная площадка.
В целях антитеррористической и противопожарной защиты здание школы
оснащено:
- видеонаблюдением (32 камеры в помещениях школы, 19 камер по периметру
здания школы);
- пожарной сигнализацией с голосовым оповещением с выходом на пульт пожарной
охраны;
- тревожной кнопкой с выходом на пульт ФГКУ «УВО ВНГ России по
Нижегородской области»;
- турникетом и системой контроля управления доступом (СКУД);
- системой контроля управления доступа (СКУД) с автоматическим запирающим
устройством, домофонами на 1 калитку центрального входа на территорию школы;
- стационарный металлодетектор – 4;
- ограждением по периметру территории школы.
Оборудованные учебные кабинеты:
Кабинет математики – 3
Кабинет биологии – 1
Кабинет географии -1
Кабинет информатики – 2
Кабинет химии – 1
Кабинет физики – 1
Кабинет истории и обществознания – 2
Кабинет русского языка и литературы – 3
Спортивный зал – 3
Кабинет английского языка – 4
Кабинет музыки – 1
Кабинет начальной школы – 11
Кабинет технологии – 4
Кабинет дополнительного образования – 12
В школе имеется:
Библиотека и читальный зал на 30 чел.;
Столовая на 378 чел.;
Актовый зал на 430 чел.;
Медицинский и процедурный кабинеты;
Кабинет педагога-психолога;
Кабинет логопеда.
Все учебные кабинеты, библиотека, спортивный зал, кабинеты руководства МБОУ
«Школа № 34» оснащены компьютерами.
Всего компьютеров в школе – 236, ноутбуков – 114, планшетный компьютер 52,
подключены к сети Интернет - 236, скорость передачи данных через сеть Интернет 100
мб/сек.
В образовательном процессе используются: мультимедийные проекторы – 3,
проекционные экраны – 1, МФУ –55, принтеры – 0, интерактивные панели – 53, документкамера 40.
Укрепление и развитие материально-технической базы в 2021-2022 учебном году
34

Наименование
Приобретение учебников
Приобретение мебели для
учебных кабинетов
Проведение
ремонтных
работ
Приобретение
оборудования
Проведение мероприятий
по соблюдению санитарноэпидемиологических
требований
Мероприятия
по
антитеррористической
безопасности
Ремонт
систем
жизнеобеспечения
Противопожарные
мероприятия

Сумма
6192745,35
499400,00

Наименование бюджета
Субвенции
Субвенции

526383,00

Субвенции

291600,00

Субвенции

1312750,00

Субвенции

421333,50

Субвенции

0,0
Субвенции

140730,00

Анализ материально-технической базы школы, проведенный в соответствии с
приказом Министерства образования и науки РФ от 03.09.2019 г. N 465 «Об утверждении
перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных
программ начального общего, основного общего и среднего общего образования,
соответствующих современным условиям обучения», позволяет сделать вывод о том, что
учреждение оснащено современным оборудованием в полном объеме.

XII. Организация горячего питания
Состояние здоровья школьника напрямую зависит от качества его питания в школе.
Особенно это важно потому, что школьный возраст – это активный период роста и развития
детей. Ученикам нужна не новая диета, а особое отношение к тому, что они едят и как.
Рациональное питание обучающихся – одно из условий здоровье сберегающей среды,
снижение отрицательных эффектов и последствий функционирования системы
образования. Вопросы организации школьного питания в последние годы вызывают
повышенный интерес. Поэтому администрация школы совместно обучающимися и их
родителями уделяют большое внимание вопросам жизни и здоровья детей и подростков.
Питание школьников осуществляется организованно, согласно установленному
графику. График питания обучающихся составлен таким образом, чтобы все школьники
могли своевременно получить горячее питание. Контроль за организацией питания,
качеством приготовленной пищи, санитарным состоянием обеденного зала, столовых
приборов осуществляют члены бракеражной комиссии.
В МБОУ «Школа № 34» созданы все условия для организации горячего питания.
Обеденный зал рассчитан на 378 посадочных мест. Оборудована кухня для приготовления
горячего питания. Работает квалифицированный персонал. В школе работает
посудомоечная машина, обеспечивающая мытье и ошпаривание посуды. В помещении
столовой для мытья рук учащимися организовано специальное место.
Охват горячим питанием по итогам года:
Из них
35

Количест
во
учащихся
Всего
учеников
1-4
классы
5-8
классы
10 класс

Всего охват
горячим
питанием

Только
завтраками

Только
обедами

Завтраками и
обедами

Всего
человек

%

Всего
чел.

%

Всего
чел.

%

Всего
челов
ек

%

601

478

79%

258

54%

39

8%

181

38%

274

274

100%

145

53%

0

0%

129

47%

304

189

62%

105

56%

36

19%

48

25%

15

65%

8

53%

3

20%

4

27%

23

В течение года было организовано горячее питание для льготных категорий учащихся

Количество
льготников

Всего охват льготным горячим
питанием
Всего человек

%

34

25

74%

15

13

87%

6

3

50%

Обучающиеся,
у
которых
один
родителей инвалид

7

5

71%

Дети из многодетных
семей

6

Всего
Обучающиеся
из
малоимущих семей
Дети-инвалиды

67%

4

XIII. Охрана здоровья обучающихся

Объекты лечебно-оздоровительного назначения:
 кабинет врача площадью 21,46 кв.м;
 процедурный кабинет площадью 13,8 кв.м;
 стоматологический кабинет площадью 11,65 кв.м;
 прививочный кабинет площадью 14,29 кв.м.
Медицинское обслуживание обучающихся
обеспечивается
работниками
Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Нижегородской области
«Детская городская поликлиника № 1 Приокского района г. Нижнего Новгорода» на
основании заключенного договора.
Специализированную медицинскую помощь при стоматологических заболеваниях
осуществляют работники Государственного учреждения здравоохранения Нижегородской
области "Областная стоматологическая поликлиника" на основании заключенного
договора.
36

Выводы

Анализ показателей самообследования указывает на то, что деятельность МБОУ
«Школа № 34» в 2021 году:
- соответствует требованиям федерального закона «Об образовании в Российской
Федерации», и другим нормативно-правовым актам Российской Федерации;
- имеет инфраструктуру, соответствующую требованиям единых санитарных правил
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 № 28;
- реализует образовательные программы в полном объёме в соответствии с
требованиями ФГОС начального общего, основного общего образования, среднего общего
образования;
- предоставляет доступное качественное образование, воспитание и развитие в
безопасных, комфортных условиях, адаптированных к возможностям каждого ребенка;
- школа укомплектована педагогическими работниками, которые имеют
необходимую квалификацию;
- педагогические и руководящие работники регулярно повышают квалификацию;
- обучающиеся принимают участие во Всероссийской олимпиаде школьников,
научных обществах учащихся, конкурсах, фестивалях, соревнованиях и др. мероприятиях
разных уровней, являются победителями и призерами;
- воспитательная работа в школе способствует развитию личности обучающихся;
- в школе созданы необходимые условия для получения общего образования детьмиинвалидами в условиях инклюзивного образования, детьми, оставшимися без попечения
родителей;
- в школе проводится целенаправленная профилактическая работа по
предотвращению неуспеваемости, травматизма, правонарушений несовершеннолетних;
- школа уделяет внимание профориентации обучающихся, взаимодействует с
учреждениями высшего образования;
- школа стабильно функционирует и динамично развивается, участвует в
национальных проектах «Образование».
Основные направления работы школы на 2022 учебный год:
- Продолжить совершенствование процесса получения обучающимися
качественного образования в соответствии с личностными потребностями и
индивидуальными возможностями каждого ребенка.
- Продолжить формирование у обучающихся мотивации к учению и участию в
научно-исследовательской деятельности.
- Совершенствовать условия роста педагогического мастерства и достижения
педагогами профессиональной успешности.
- Совершенствовать систему качественной подготовки учащихся к ГИА.
- Совершенствовать систему взаимодействия всех участников образовательных
отношений.
- Совершенствовать профилактическую работу с обучающимися по
предотвращению неуспеваемости и правонарушений.
- Совершенствовать профориентационную работу с обучающимися.
- Продолжить развитие материально-технической базы школы.

37

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».